Раздел II. РАЗГОВОР О ДАНТЕ

Впервые: О. Мандельштам. Разговор о Данте. Послесл. Л. Е. Пинского. Подгот. текста и примеч. А. А. Морозова. М., 1967. Оформление художника В. Ильющенко. Тираж 25 тыс. экз. Авторская рукопись неизвестна. Два прижизненных списка ранних редакций хранятся в ИРЛИ: ф. 630 (Изд-во писателей в Ленинграде), оп. 1, ед. хр. 125, список рукой Н. Я. Мандельштам, датируемый летом 1933 и ф. 803 (С. Б. Рудакова), оп. 1, ед. хр. 26, авторизов. список рукой С. Б. Рудакова с датой — 7.07.36. Еще один список, а также черновики и подготовит, записи — АМ. С небольшими исправлениями печатается по тексту РД, восходящему к авторизов. машинописи 1933 г., (собр. Н. И. Харджиева). Вслед за основным текстом, в порядке его развертывания, приводятся черн. фрагменты, впервые прочитанные А. Морозовым и частично опубликованные им в примеч. к РД, с. 71 — 84 и ВЛ-68, с. 202 — 203. Нумерация фрагмента условная. Печатаются: <3> — по РД и АМ; <7>, <20> и <22> по РД; <28>, <29> и <35> — по ВЛ-68; <33> — по копии, предоставленной А. А. Морозовым; остальные — по АМ. Цитаты из Данте даны по изданию: Tutte le opere di Dante Alighieri. Nuovamente rivedute nel testo dal E. Moore. Compilato dal P. Toynbee. 3 ed. Oxford, 1904. (Это издание находилось в личной библиотеке Мандельштама — сообщ. Ю. Л. Фрейдиным.) Переводы иностр. текстов заново выполнены Н. В. Котрелевым специально для настоящего издания.

«Разговор о Данте» был написан весной 1933 г. в Старом Крыме и Коктебеле. Там же Мандельштам читал его А. Белому и А. Мариенгофу, а осенью и зимой В. Жирмунскому, Ю. Тынянову, А. Ахматовой, Б. Лифшицу — в Ленинграде, Б. Пастернаку и В. Татлину — в Москве. Тогда же рукопись «Разговора о Данте» «...была переведена в «Звезду», и очень скоро выяснилось, что печатать ее не будут. То же в «Сов. пис». (Изд-во писателей в Ленинграде. — Комм.). (Из письма Н. Я. Мандельштам Л. Е. Пинскому, лето 1966 г. — Архив Л. Е. Пинского). См. также письмо Мандельштама в это изд-во от 3.09.33: «Прошу вернуть Л. М. Варковицкой рукопись «Разговора о Данте», отклоненную

291

издательством» (ГБЛ, ф. 729, к. 6, ед. хр. 15). А. Ахматова вспоминает о встрече с Мандельштамом в 1933 г.: «...Осип весь горел Дантом: он только что выучил итальянский яз<ык>. Читал «Бож<ественную> ком<едию>» днем и ночью. <...> Потом мы часто читали вместе Данта» (Е. И. Лямкина. Вдохновение, мастерство, труд. (Записные книжки А. А. Ахматовой). — Встречи с прошлым. М., 1978, вып. 3, с. 414). В настоящее время «Разговор о Данте» переведен на итал., англ., нем., франц., польский, чешский и др. европейские языки, а его автор включен в словник «Enciclopedia dantesca», Roma, 1971, v. III, s. 860.

«Сравнивая этюд о великом итальянце со статьями 10-х или 20-х гг., — пишет Л. Е. Пинский, — мы убеждаемся в изумительной органичности и принципиальности эстетических позиций О. Мандельштама на протяжении более чем двух десятилетий, таких бурных в истории русской и мировой поэзии. В статьях назревало то единое для всего его творчества понимание поэтического слова, которое под конец жизни выкристаллизовалось в очерке о любимом поэте, своего рода ars poetica О. Мандельштама. <...> Мысль Мандельштама, плод глубокого переживания от заново прочитанной «Комедии», развивается одновременно в нескольких планах — дантологическом, общетеоретическом и программно-личном. Прежде всего это новый разговор о Данте, новый подход, в принципе отличный от академического...» (РД, с. 59 — 60).

К гл. 1:

Поэтическая речь есть скрещенный процесс... — Центральное в концепции Мандельштама определение поэтической речи (см. послесл. Л. Е. Пинского — РД, с. 62)1;

...привело бы к издевательству над законом тождества... — См.: «Утро акмеизма», с. 172;

...не столько рассказывая, сколько разыгрывая природу... — О структурном изоморфизме природы и поэзии у Мандельштама см.: Ю. Левин. Заметки к «Разговору о Данте» О. Мандельштама. — «International Journal of Slavic Linguistics and Poetics». Mouton, 1972, v. XV, p. 187 — 190;

...там, где обнаружена соизмеримость вещи с пересказом ~ поэзия, так сказать, не ночевала. — Ср. высказывание Мандельштама 1925 — 1926 гг.: «Поэтическое пространство и поэтическая вещь четырехмерны — нехорошо, когда в стихи попадают трехмерные вещи внешнего мира, то есть когда стихи описывают...» (Л. Гинзбург. О старом и новом. Л., 1982, с. 353). Отрицая поэтичность описательного и «пересказуемого», кредо Мандельштама, по замечанию Л. Е. Пинского, применимо к «лирическому началу, как универсальной категории поэзии» и поэтому не может (строго говоря <...> и не ставит целью) раскрыть все художественное значение «Комедии» как лироэпической поэмы смешанного жанра» (РД, с. 69). См. также: Л. Баткин. Данте в восприятии русского поэта. — В сб.: Средние века, вып. 35. М., 1972, с. 285;

Дант орудийный мастер поэзии, а не изготовитель образов. — См. фрагм.

1 Здесь и далее см. также примечания А. А. Морозова (РД, с. 71 — 84).

292

<1>; «...Эти обнаженные и лоснящиеся борцы...» — цит. из «Ада», XVI, 22 — 24;

...современное кино с его метаморфозой ленточного глиста ~ сменяют друг друга. — Ср. в шуточном наброске «Я пишу сценарий» (1927): «Кино — не литература. Надо мыслить кадрами»;

Качество поэзии определяется ~ количественную природу словообразования. — См. черн. запись <2>;

Великолепен стихотворный голод... — Первонач. редакция этого фрагм. — <3>; в ИРЛИ (ф. 630) этим текстом открывается «Разговор о Данте»;

Дадаизм (от франц. dada — лошадка, в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — модерн, направление в европ. искусстве 1910 — 20-х гг.;

Когда понадобилось начертать ~ Дант вводит детскую заумь... — Далее в черн. фрагм. <4>;

Творенье Данта ~ выход на мировую арену современной ему итальянской речи... — Ср. в послесловии Л. Е. Пинского (РД, с. 65).

К гл. II:

Кто говорит Дант скулъптурен... — См., напр.: «...скульптура чудесно передает фигуры Данте. Но не живопись» (А. К. Дживелегов. Данте Алигиери. М., 1933, с. 170);

...прославляет человеческую походку, размер и ритм шагов, ступню и ее форму. — См. черн. фрагм. {17);

...учитель моложе ученика, потому что «бегает быстрее». — См. «Ад», XV; ср. черн. запись <5>, а также стихотв. Мандельштама «Новеллино» (РД, с. 76);

Авверроэс (Ибн Рушд) (1126 — 1198) — араб, философ и врач, труды которого оказали большое влияние на Данте (см., напр., дантовский «Пир»). Данте помещает его в Лимб вместе с душами некрещеных младенцев и античных праведников и мудрецов («Ад», IV);

И вот читая песни Данта ~ в тембре канонады. — Далее в черн. фрагм. <6>;

Если бы физик, разложивший атомное ядро ~ на веки вечные чума и гроза. — См. черн. запись <7>;

Если б мы научились слышать Данта ~ гомофонного трехчастного оркестра. — См. черн. запись <8>;

Разговор здесь необходим, как факелы в пещере. — Далее в черн. запись <9>;

И вот мы видим, что диалог ~ категорийно, категорично, авторитарно. — Далее в черн. фрагм. <10>;

«Этот люд, уложенный в приоткрытые гроба, дозволено будет ли мне увидеть?..» — Далее в черн. фрагм. <11>, см. также <12> и <13> — черн. записи к анализу X песни «Ада»;

Фарината дельи Уберти (нач. 13 в. — 1261) — глава флорент. гиббелинов, партии сторонников империи;

Гвидо Кавальканти (ок. 1259 — 1300) — итал. поэт и философ, флорент. Гвельф (сторонник власти папства), ближайший друг Данте;

Все полезные сведенья энциклопедического характера... — В черн. перед этой фразой — фрагм. 04);

Тень, пугающая детей и старух... — Ср. в «Жизни Данте» Дж. Боккаччо (в кн.: Дж. Боккаччо. Малые произведения. Л., 1975, с. 546 — 547);

...фонетический свет выключен. Тени сизые смесились. — Очевидно, отголосок прочтения Мандельштамом статьи С. И. Бернштейна «Опыт анализа «словесной инструментовки» (1-я строфа стихотворения Тютчева «Сумерки»)». — В сб.: Поэтика. V. Л., 1929, с. 156 — 192 (сообщ. Р. Д. Тименчиком);

Удлиняясь,

293

поэма ~ звучит как начало. — О терцине и о принципе как бы бесконечной цепи см в послесл. Л. Е. Пинского: «Терцина — версификационно отвлеченная «химическая формула» свойств поэтической речи, как они изложены в этюде» (РД, с. 66);

...указывают на единый сдвиг, или катастрофу, как на общий источник формообразования. — По замечанию А. Морозова, для Мандельштама все свершающееся «имеет образ происшествия, события, грозы» (РД, с 77);

Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны... — Один из основных принципов ассоциативной поэтики Мандельштама, с которым непосредственно связаны принцип семантического сцепления слов в контексте стихотворения или поэтической книги (см. статью Л. Я Гинзбург «Поэтика ассоциаций» в ее кн. «О лирике». Л., 1974, с. 354 — 397; также в зап. книжках А. Ахматовой: «Осип <...> начал проповедовать систему «знакомства слов». Он так и говорил: «Надо знакомить слова друг с другом»... (Е. И. Лямкина. Указ. соч., с. 413);

У Данта не одна форма, но множество форм. — См. фрагм. <15> и <16>,...

форма выжимается из содержания-концепции ~ только из влажной губки или тряпки. — Ср. в стихотв. Б. Пастернака «Что почек, что клейких заплывших огарков...» (1914): «Поэзия! Греческой губкой в присосках Будь ты <...> А ночью, поэзия, я тебя выжму Во здравие жадной бумаги». См. также: Б. Пастернак. «Несколько положений». — Альм. «Современник», 1922, № 1;

Литературная критика подошла бы к методу живой медицины. — В черн. далее фрагм. <17>, часть которого, обозначенная отточием, использована в основном тексте: «Non fece al corso ~ (звукоподражательное словечко — «треск»)». — См. в наст. издании с. 141.

К гл. III.

Дантовские сравнения никогда не бывают описательны, то есть чисто изобразительны. — Ср. фрагм. <35>.

К гл. IV

«Тень Данта с профилем орлиным...» — из стихотв. А. Блока «Равенна» (1909); см. черн. запись <18>;

У меня перед глазами фотография с миниатюры... — См. в каталоге: L. Vо1kmоn. Iconografia dantesca. Leipzig, 1897, S. 26 (упомянутая миниатюра относится к 1400 г.);

Шпенглер, посвятивший Данту превосходные страницы... — См.. О. Шпенглер. Закат Европы, т 1. М. — Пг., 1923;

Чисто исторический подход к Данту ~ как политический или богословский. — Сам Данте в письме к Кан Гранде говорит о четырех смыслах своей поэмы: буквальном, аллегорическом, моральном и анагогическом (мистико-богословском). В неопубл. части своего послесл. Л. Е. Пинский развил и применил тот же принцип для характеристики этюда Мандельштама: «Дантологический план — это буквальный, частный и низший, план статьи; теория поэтической речи — общий и низший (соответствует моральному плану. — Комм.); Мандельштаму, как и читателю, важнее был третий (аллегорический. — Комм.) план — автокомментаторский

294

(личный) (т. е. частный. — Комм.) и высший. За ним проступает наиболее важный (соответствующий анагогическому) план — вопрос о судьбе поэзии, о ее спасении, о выходе из переживаемого в наше время во всем мире кризиса поэзии, — программно-полемический — общий и высший — план этюда» (Архив Л. Е. Пинского); ср. также Л. Баткин. Указ. соч. с. 285,

Образное мышление ~ обращаемостью или обратимостью. — В черн. далее фрагм. <19>.

К гл. V: ...вся «Divina Commedia», как было уже сказано, является вопросником и ответником... — Мандельштам имеет в виду оставшийся в черновиках фрагм. <20>;

Гераклитова метафора — от афоризма Гераклита Эфесского: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». По Ю. Левину, гераклитова метафора — это «единый диффузный образ, рациональное осмысление и пересказ которого невозможны, т. к. образующие его семантические элементы не образуют статической иерархии» (Ю. Левин. Указ. соч., с. 196);

Мне уже не раз приходилось говорить ~ бессильно перед ним. — В РД: «...бессильно перед ними». Исправлено по списку С. Б. Рудакова в соответствии с правкой Мандельштама;

«Далековатостъ» (выражение Ломоносова)... — Вдова поэта писала Л. Е. Пинскому: «Термин Ломоносова «далековатость» — напомнил Белый. Он недавно закончил книгу о Гоголе и, слушая («Разговор о Данте». — Комм.), сводил схожие места. Вероятно, их много» (Архив Л. Е. Пинского), см. также фрагм. <17>;

...Атлантика всасывает Одиссея, проглатывает его деревянный корабль. — Далее в черн. фрагм. <21>;

Немыслимо читать песни Данта, не оборачивая их к современности. — В способности Данта «говорить с читателем XX века как живой с живым — на языке поэтического слова» Л. Е. Пинский видит один из важнейших аргументов Мандельштама «против аллегорического метода», против «невежественного культа» мистики и «таинственности» Данте, а тем самым против интерпретации поэтичности поэмы в духе «скульптурности» (РД, с. 61). По мысли Пинского, «Разговор о Данте» — в какой-то мере еще и разговор <...> против символизма с его установкой на аллегоричность и мистическую двуплановость, при которой поэтич. слово подчинено слову мистическому. Символизму и его «соборному» принципу противостоит классицистская поэтика акмеизма, основывающаяся на принципах «отбора» и обмирщения поэтич. речи (Архив Л. Е. Пинского, из набросков к послесл.);

Парацелъс (фон Гогенгейм) Ф. (1493 — 1541) — знаменитый нем. врач и естествоиспытатель-новатор, основывался на опытном изучении природы и первым подошел к жизни как к химическому процессу;

Карл Пятый (1500 — 1558) — император Священной Римской империи;

Песнь двадцать шестая ~ не разбирает того, что вблизи. — Этот фрагм. в списке С. Б. Рудакова заключен в квадратные скобки;

«уступчивостью речи русской» — из стихотв. М. Цветаевой «Над синевою подмосковных рощ...» (1916).

295

К гл. VI: Нам уже трудно себе представить ~ как свежая газета, как настоящий экстренный выпуск. — Ср. в статье «Огюст Барбье»: «Божественная комедия» была для своего времени величайшим политическим памфлетом»;

...хриплый бас экзаменатора и дребезжащий голосок бакалавра. — Далее в черн. фрагм. <22>;

...эксперименте со свечой и тремя зеркалами... — См. «Рай», II;

...Дант угадывает слоистое строение сетчатки... — См. «Рай», XXVI;

Когда читаешь Данта ~ переселяешься на действенное поле поэтической материи... — Сквозное для этюда уподобление поэзии силовому потоку, полю с его континуально-волновой природой (см., напр., фрагм. <7>), связано с некоторыми современными Мандельштаму теоретическими достижениями физики и, в особенности, биологии и углубляет естественнонаучную проблематику в прозе Мандельштама (см. «Путешествие в Армению» (1933), «К проблеме научного стиля Дарвина» (1932), а также серию заметок о натуралистах — ВЛ-68, с. 189 — 199)

...усадить его за своеобразным кирпотинским табльдотом...Кирпотин В. Я. (р. 1898) — сов. литературовед, в 1930-е. гг. входил в редколлегию журнала «Литературная учеба»;

К гл. VII: ...достигшие драматической оперной зрелости, как, например, знаменитая кантилена Франчески. — См. «Ад», V;

Уголино делла Герардеска — глава Пизанской республики, Ансельмуччио — внук Уголино (у Данте назван сыном).

К гл. VIII: Так хочется сказать о звуковом колорите тридцать второй песни» «Inferno». — См. черн. фрагм. <23>.

К гл. IX: «Inferno» — это ломбард ~ городского эгоизма. — Ср. фрагм. <26>;

...только живопись, притом новая, французская, еще не перестала слышать Данта. — См. гл. «Французы» в «Путешествии в Армению» (1933);

Мы описываем как раз ~ намеренья и амплитудные колебанья. — В списке С. Б. Рудакова — «амплитуды колебания». К этому месту относится, по-видимому, черн. фрагм. <24>.

К гл. X. Задолго до азбуки цветов Артура Рембо... — Имеется в виду сонет А. Рембо «Гласные» (1883).

К гл. XI: ...камень как бы дневник погоды, как бы метеорологический сгусток. — Ср. «Грифельную оду» Мандельштама (1923) и черн. фрагм. <28>;

Прелестные страницы, посвященные Новалисом горняцкому, штейгерскому делу... — Имеется в виду роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген», гл. 5;

...и Гомер ~ в сообществе Виргилия, Горация и Лукиана... — Неточность: возвращающегося в Лимб Вергилия приветствуют Гомер, Гораций, Овидий и Лукан — четыре наиболее выдающихся, в представлении Данте, поэта древности («Ад», IV). Поэма

296

Лукана «Фарсалия, или О гражданской войне» — один из важных источников «Божеств, комедии»;

Показателями стояния времени... — В списке С. Б. Рудакова: «Показателями строения времени...»;

...определить метафору можно только метафорически... — См. черн. фрагм. (25>;

...«уличная» песнь «Чистилища»... — Песнь VI: в ней упоминаются флорентийцы Марцукко Скорниджани, проявивший необычайную силу духа и простивший убийцу своего сына, и Пъетро де ла Брочъя (Пьер де ла Брос) — придворный франц. короля Филиппа III Смелого, казненного по проискам «брабантки» — королевы Марии Брабантской; ср. черн. фрагм. <32>:

...как алъциона, вьющаяся за батюшковским кораблем. — См. стихотв. К. Н. Батюшкова «Тень друга» (1814);

Говоря о Данте, правильнее иметь в виду порывообразование, а не формообразование... — Далее в черн. следовали фрагм. <26> и <27>;

Предметом науки о Данте ~ изучение соподчиненности порыва и текста. — См. черн. запись <36>.


Воспроизводится по изданию: О.Э. Мандельштам. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987.
© Электронная публикация — РВБ, 2010–2024. Версия 2.0 от 3 октября 2019 г.