КРОПИВНИЦКИЙ Евгений Леонидович

Поэт, художник, композитор.

25.7 (13.7) 1893 Москва — 19.1. 1979 Москва

Окончил Императорское Строгановское художественное училище в 1911 г. со званием «ученый-рисовальщик». В 1912—1920 гг. жил в Москве, учился в университете Шанявского на факультете истории. В 1920—1923 гг. жил и работал в различных городах Севера, Урала и Сибири. С 1923 г. жил с семьей под Москвой. В 20-х годах был близок кругу художников «Бубнового валета».

Стихи писал с 1909 г. До революции публиковался в периодике.

В конце 30-х годов в поэзии (и отчасти в живописи) Е. Кропивницкого происходит поворот в сторону гротескного примитива, во многом определивший всю лианозовскую эстетику и в первую очередь "барачную поэзию" И. Холина и Г. Сапгира. В 50-х годах дом Кропивницких в подмосковной деревне Виноградово (рядом с Долгопрудным) становится одним из центров зарождавшегося московского неофициального искусства. Позднее этот центр переместился в барачную квартиру зятя Е. Кропивницкого, художника Оскара Рабина, в тоже подмосковное тогда Лианозово. Отсюда и название группы, впервые употребленное функционерами КГБ, добившимися в 1963 году исключения Е. Кропивницкого из МОСХа.

Публикации

Печально улыбнуться... (стихи и проза). — Париж: Третья волна, 1977. — 48 с. 2 л. илл. Сост. А. Глезер, М. Муравник.

Земной уют. Избранные стихи. — М.: Прометей, 1989. — 32 с. Сост. Г. Сапгир (обозначен как редактор). Худ. Л. Кропивницкий (в тексте и на обл. иллюстрации автора).

Избранное: 736 стихотворений + другие материалы. — М.: 2004. — 672 с. илл. Сост. И. Ахметьев. Корректор Г.Г. Лукомников. См. здесь (поправки см. здесь).

*

Третья волна, № 2 (март 1977), с.32-33.

Третья волна, № 11 (1981), с.25-28.

Левиафан, № 2, апрель 1979, с.12-13. См. здесь.

Левиафан, № 3, январь 1981, с.30-31. Письма к Мих. Гробману (и стихи). См. здесь.

Северная почта, № 3, 1979.

Стрелец, № 10 (1984), с.20.

«Огонек», № 47, 1989, с.16.

«Огонек», № 25, 1990, вкл. л.

«Человек и природа», № 1, 1991, с.94-95.

НЛО, № 5 (1993), с.247—251. Подборку составил Ю. Орлицкий.

Воспоминания о Филарете Чернове // там же, с.224-235.

ВНЛ, № 5 (1993). С.171—184. Предисл. и публ. В. Кулакова.

Соло, № 10 (1993), с.89-93.

«Юность», № 4, 1994, с.50—51.

Цирк «Олимп», № 10 (5'1996), с.8.

Стрелец, № 1 (81), 1998, с.6-21.

Милитриса Давыдова. 190 писем и 7 стихотворений Е.Л. Кропивницкого // Стрелец, № 1 (82), 2000, с.278-285. Автор была ученицей Е.Л.К. с 1946 г. (Стихи правда есть, а письма только цитируются.)

Долгопрудненская школа молодых поэтов (40—50-е годы XX века) // «Мир Паустовского», № 21 (2004), с.71-76. Заметки Г. Корниловой и М. Давыдовой и стихи Е.Л.К., Г. Сапгира и других.

Краткое практическое руководство как научиться рисунку и живописи талантливому ученику // «Шестая колонна», № 1 (1998), с.22. Публикация Генриха Сапгира.

Стихотворения // там же, с.23-27. Публикация Данилы Давыдова.

«Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом. С.192-264 (статьи Массимо Маурицио, Павла Успенского, Валерия Шубинского и Марко Саббатини), С.746-788 (Переписка Е.К. с поэтами «Лианозовской школы») и по указателю.

*

Между летом и зимой, с.29-31. 6 стихотворений.

Аполлон—77, с.69.

АГЛ-1, с.267—276. См. здесь. Включает некролог Н. Бокова (Русская мысль, 8 февр 1979) и заметку Э. Лимонова из "Нового русского слова" от 16 марта 1975.

«Другое искусство», т.1, с.267.

Мансарда, с.102—115.

Lianosowo, с.27-51. 12 стихотворений с параллельным немецким переводом. С.191-192 — репродукции картин. На кассете стихи в авторском исполнении (другие).

РПМ, с.128.

СТР, с.241—243.

САМ, с.405—408.

Лианозовская группа, с.135-137.

Жужукины дети, с.258-259. 2 текста.

Поэзия второй половины XX века /Сост. И.А. Ахметьев, М.Я. Шейнкер. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2002. С.486-491.

Антология самиздата. Том 1, кн. 1. С.156-160. (Источником в книге указана наша антология, на самом деле тексты взяты из НЛО, № 5). См. здесь.

Русские стихи 1950—2000 годов. Т.1. С.37-43. См. здесь.

*

Земной уют полностью и с рисунками на Ир Идегран.

Современная малая проза. Яд.

Новая карта русской литературы.

Национальный корпус русского языка.

Е.Л. Кропивницкий читает свои стихи.

Литература

«Другое искусство», т.1, с.28-32. (Л. Кропивницкий).

«Другое искусство», т.2, с.113-114.

Лексикон, с.208—209. Там сообщается, в частности, что «в них [стихотворениях] выражается положительное отношение автора к страданию и смерти».

Ю. Орлицкий. «Для выражения чувства...»: Стихи Е.Л. Кропивницкого // НЛО, № 5 (1993), с.186—195; Стрелец, № 1 (81), 1998, с.123-134.

Кулаков, с.14-18 и др.

Н. Шмелькова // «Литературное обозрение», № 5/6, 1994, с.70-76; Шмелькова, с.163—196 (более полный текст, чем в журнале). В составе мемуара опубликованы некоторые стихи, заметка об Альвинге и автобиография 1977 г. См. в Аптечке библиомана: ч.1 и ч.2.

Г. Сапгир. Учитель // «Шестая колонна», № 1 (1998), с.21.

Г. Сапгир. Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова // Стрелец, № 1 (81), 1998, с.225-227.

Виктор Пивоваров. О любви слова и изображения. — М.: НЛО, 2004. Дно культуры, или Эстетика маргинальности (С.5-18).

Данила Давыдов. Учитель и ученик // «Книжное обозрение», ноябрь 2004. Об Избранном Е. Кропивницкого и книге Стихотворения и поэмы Г. Сапгира, вышедшей в БПмс.

В. Голицына. Иван Ахметьев: "Евгений Кропивницкий — трюкач и постмодернист" // Полит.ру. 2 декабря 2004. О книге Избранное (не помню, правда, чтобы я говорил "трюкач"...)

Кира Сапгир. "Все для поэта — с поэтом в лад" // Русская мысль, январь 2005. О книге Избранное.

Надя Плунгян. Теневой авангард // :текст.com, 16/3/2005. О книге Избранное. + обсуждение.

Андрей Урицкий. Постмодернист, примитивист, эстет, родоначальник // «Дружба народов», № 6, 2005. Об Избранном.

Милитриса Давыдова // «Знамя», № 6, 2005. Статья об Избранном.

Андрей Ковалев. Последний бастион // «Московские новости», № 34, 2005. Об Избранном.

Николай Боков // «Русская Мысль», № 44 (4577), 24.11. 2005. Рецензия на Избранное.

Евгений Евтушенко. Поэт в стиле «баракко» // «Новые Известия», 8 марта 2007. Из антологии «Десять веков русской поэзии».

Евгений Лобков. Учитель рисования // «Зеркало», № 29-30, 2008.

Валерий Шубинский. Вещи и осколки.

Григорий Беневич. Два этюда о творчестве Евгения Кропивницкого // НЛО, № 113 (1/2012).

О.А. Бурков. Поэзия Евгения Кропивницкого: примитивизм и классическая традиция. — Новосибирск, 2012. Канд. диссертация; автореферат см. здесь, полностью здесь.

Иван Ахметьев. Евгений Леонидович Кропивницкий. 2014.

Владимир Алейников. Патриарх своего семейства // Свободная Пресса, 25 июля 2015.

Сорин Брут. Воздух между костяшками счетов. Заметки об оптике Евгения Кропивницкого // «Новый мир», № 3, 2022.

Комментарии

Надо бриться аккуратно...САМ, с.405.

МЕСТЬ (Смята белая перина...) — СТР, с.251.

Уже декабрь, а снега нет...САМ, с.405.
Почти триолет.

По витринам — из картона...САМ, с.405.

Вещи прячутся. Бывает...САМ, с.405-406.

Не люблю я крика...ВНЛ; САМ, с.406.

Мне очень нравится, когда...СТР, с.241.

НОЧНОЙ ГРАБЕЖ (— Караул! — Но темень. Жуть...) — САМ, с.406.

МЕДВЕЖЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ (Хорошо в берлоге спать...) — Мансарда; САМ, с.406.

На реке белье я мою...САМ, с.406.

Нарывает ухо...Земной уют, с.15.

Иду я в сутолоке мира...НЛО; САМ, с.407.

У забора проститутка...Мансарда; Соло; СТР, с.241.

ХРОМЫЕ (Мы хромые с костылями...) — САМ, с.406.

Он соскучился по водке...САМ, с.407.

ФАБРИКА (Вот фабрика. На ней...) — САМ, с.406.

ПОЛУСТЕРТАЯ ЭПИТАФИЯ (Здесь похоронен... (временно...) — САМ, с.407.

САНИТАРКА (Занялся мой муж мышами...) — Мансарда, с.109.

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ (Все это только для живых...) — «Соло»; САМ, с.407.

СОБЫТИЯ (В деревне вчера хоронили...) — САМ, с.407.

В ИЗО-СТУДИИ (Вот следы былой культуры...) — САМ, с.408.
Сонет.

ЗЕМНОЙ УЮТ (Граждане, располагайтесь...) — Мансарда; САМ (без стр.18-29: как в Мансарде).
Эпиграф из стихотворения «Земное сердце стынет вновь...»

СОВЕТ ПОЭТАМ (Длинные стихи...) — ВНЛ; САМ, с.408.

ЗАМАРАЕВ (Приходил художник Замараев...) — САМ, с.408.

Текст Сокращения
Содержание Об авторах
Алфавитный указатель авторов Хронологический указатель авторов

© Тексты — Авторы.
© Составление — Г.В. Сапгир, 1997; И. Ахметьев, 1999—2016.
© Комментарии — И. Ахметьев, 1999—2024.
© Электронная публикация — РВБ, 1999–2024. Версия 3.0 от 21 августа 2019 г.