Александр Сергеевич Пушкин

А. С. Пушкин. Автопортрет. Чернила. Февраль 1824 А. С. Пушкин. Автопортрет. Чернила. Февраль 1824

А. С. Пушкин

Об авторе

Пушкин Александр Сергеевич [26.5(6.6).1799, Москва, — 29.1(10.2).1837, Петербург], первый русский писатель мирового значения, общепризнанный основатель русской литературы нового времени и канонизатор русского литературного языка. Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской линии) абиссинца А. П. Ганнибала, военного деятеля петровской эпохи. Ранние годы проводил в Москве и в подмосковном имении Захарове, принадлежавшем его матери.

В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей — привилегированное высшее учебное заведение для дворянских детей, учрежденное по указу императора Александра I. Лицейские годы — период интенсивного творческого развития Пушкина. Используя каноны французской и русской классицистской, рокайльной и сентименталистской поэтики XVIII — начала XIX вв., требующей непременного соответствия между темой, стилем и жанром, он создает ряд стихотворений, выдающих недюжинный талант (в том числе «Воспоминания в Царском Селе», 1814; «Городок», «Лицинию», 1815; и др.). Поэты-предшественники, на чьи достижения прежде всего опирается юный Пушкин — Батюшков и Жуковский; доминирующие жанры — элегия и дружеское послание. Приметы индивидуального пушкинского стиля проявляются уже в стихотворениях 1815—1816 г. (таких, как «Мое завещание. Друзьям», «Сон», «Желание»).

На Пушкина обращают внимание Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков. Он участвует в литературном обществе карамзинистов «Арзамас», которое объявило борьбу с эстетическими взглядами «архаистов», объединившихся в «Беседе любителей русского слова». Очень скоро, однако, Пушкин откажется от стилистической узости арзамасцев и синтезирует в своей поэтике и стилистике основополагающие черты двух антагонистических литературных направлений — младокарамзинизма (с его установкой на средний стиль и разговорную речь образованного общества, ориентированную на усвоение новоевропейских заимствований) и младоархаизма (с его установкой на соединение высокого и низкого стилей, предполагающей ориентацию на книжно-церковную литературу и одическую традицию XVIII в., с одной стороны, и народную словесность, с другой). Ценность тех или иных языковых средств у зрелого Пушкина не предписана внешними эстетическими нормативами, а определяется их художественной выразительностью в рамках данного замысла. Новизна и необычность пушкинского стиля поражали современников. Отказавшись от априорного деления стилистических регистров на «низкие» и «высокие», Пушкин не только создал принципиально новую эстетику, но и решил важнейшую национально-культурную задачу — синтез языковых стилей и создание нового национального литературного языка.

В 1817 г. Пушкин окончил лицей, получив чин коллежского секретаря и назначение в Коллегию иностранных дел. В стихах 1817—1820 гг. находит отражение бурная петербургская жизнь молодого поэта, участие в литературном кружке «Зеленая лампа» — одном из центров политического, религиозного и эротического вольнодумства (либертинажа). Пафос революционного вольнолюбия и обличения переплетается в стихотворениях этих лет с мотивами вакхического упоения жизнью, публицистичность — с лиризмом, традиционность — с новыми романтическими веяниями («Кривцову», «К Чаадаеву», 1818; «Дорида», 1819; и др.). Наиболее значительным произведением этого периода стала сказочная поэма с национально-исторической тематикой «Руслан и Людмила», ознаменовавшая начало перелома в русской поэзии (опубликована в 1820 г.). Основный принцип ее построения — контрастное соположение несовместимых жанрово-стилистических отрывков — вызвал яростные споры и неприязнь литературных «староверов».

Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня») и его эпиграммы расходились во множестве копий. Не будучи членом тайного общества декабристов, Пушкин стал выразителем устремлений целого поколения дворянских оппозиционеров. Его неподцензурные тексты и скандальная репутация вызвали крайнее недовольство императора, но под влиянием Карамзина Александр принял относительно мягкое решение: в мае 1820 г. Пушкин, под видом служебного перемещения, выслан на юг России.

Посетив по дороге к месту службы Кавказ и Крым, Пушкин поселился в Кишиневе, где прожил около трех лет, выезжая оттуда в Каменку (под Киевом), в Одессу и в Аккерман. В начале июля 1823 г. перевелся на службу в Одессу. Во второй половине 1820 г. написаны романтические «южные» элегии («Погасло дневное светило...», «Нереида», «Редеет облаков летучая гряда...»), отразившие влияние антологической лирики Андре Шенье. Пушкин мыслит себя поэтом-изгнанником, подобным Овидию, сосланному в те же края из Рима («К Овидию», 1821). В жизни Пушкина назревает духовный и психологический кризис, отраженный в стихах, исполненных мрачного скепсиса («Свободы сеятель пустынный», «Демон», 1823).

Южная ссылка — период расцвета пушкинского байронизма, сильнее всего проявившегося в созданных здесь поэмах, которые прочно утвердили за Пушкиным славу первого русского стихотворца («Кавказский пленник», 1820—1821; «Бахчисарайский фонтан», 1823; «Цыганы», 1824). Структура романтической поэмы создавалась путем перенесения принципов элегии в эпический жанр с добавлением жанровых элементов «описательной поэзии». Элегический герой попадал в ситуацию культурной инакости: подобно «восточным поэмам» Байрона, «южные поэмы» Пушкина отвечали на один из главных запросов романтизма — запрос на экзотизм и «местный колорит» (couleur local). Там же, на юге, была написана поэма «Гавриилиада» (1821), которая представляла собой кощунственно пародическое изложение библейских событий, смешанных с откровенной эротикой, и по своей жанрово-стилистической манере продолжала традицию «Орлеанской девственницы» Вольтера и «Войны богов» Эвариста Парни.

9 мая 1823 г. Пушкин начал работать над своим главным произведением — «романом в стихах» «Евгений Онегин», ставшим одним из ключевых текстов русской литературы. Работа над романом продлилась более восьми лет (он печатался отдельными главами с 1825 по 1832 г.; первое полное издание — 1833). «Евгений Онегин» опирался на всю полноту европейской культурной традиции (от французской психологической прозы XVII—XVIII вв. до романтической поэмы), в том числе опыты пародической литературы, «остраняющей» литературный стиль (от ирои-комической и бурлескной поэзии до байроновского «Дон Жуана») и сюжетное повествование (от Стерна до Гофмана и того же Байрона). Вместе с тем роман был итогом всего предшествующего пушкинского пути: «Кавказский пленник» и романтические элегии подготовили тип героя, «Руслан и Людмила» — стилистические контрасты и иронию, дружеские послания — интимность авторского тона. Оставалось только изобрести специфическую строфу, без которой онегинское повествование немыслимо.

Но «Евгений Онегин» был не только продолжением, но и преодолением предшествующего опыта. Читатель не найдет в тексте традиционных жанровых признаков: начала (ироническое «вступление» находится в конце седьмой главы), конца, традиционных признаков романного сюжета и привычных героев. Все виды и формы литературности обнажены, открыто явлены читателю и иронически сопоставлены друг с другом, условность любого способа выражения насмешливо продемонстрирована автором. Основой построения текста стали принципы совмещения противоречий и множественности точек зрения (реального автора, повествователя и персонажей), что было новым этапом по сравнению с романтическим слиянием точек зрения автора и повествователя в едином лирическом «я». За такой организацией текста лежало представление о принципиальной невместимости жизни в литературу, о неисчерпаемости возможностей и бесконечной вариативности действительности.

В июле 1824 г. Пушкина, вследствие конфликтов с начальством, исключили из службы и высылали в родовое псковское имение село Михайловское, под надзор местных властей. В Михайловском Пушкин пишет центральные (3—6) главы «Евгения Онегина», комическую поэму «Граф Нулин», изучает историю России, записывает народные песни и сказки. Здесь же был создан ряд лирических шедевров («Сожженное письмо», «Я помню чудное мгновенье...», «19 октября», 1825) и цикл «Подражания Корану» (1824), где звучит тема пророческой миссии поэта. Манифестом такого понимания поэтического творчества явилось стихотворение «Пророк» (1826). Решающим моментом творческой эволюции Пушкина стала историческая трагедия «Борис Годунов» (1825, полностью опубликована в 1831). Новый эстетический ориентир для Пушкина — уже не Байрон, а Шекспир.

В начале сентября 1826 г., после восстания, казни и ссылки декабристов, за Пушкиным «по высочайшему повелению» прибыл фельдъегерь, сопроводивший его в Москву. Первые дни, проведенные в Москве, были днями торжества и триумфа. Здесь Пушкин лично убедился в своей популярности в русском обществе. 8 сентября между поэтом и новым царем произошла беседа, в которой Николай I объявил Пушкину «прощение» и пообещал быть его единственным цензором. В «Стансах» («В надежде славы и добра...», 1826) Пушкин советует Николаю следовать примеру царя-преобразователя Петра I и призывает проявить милосердие к ссыльным. В начале 1827 г. он тайно отправляет в Сибирь послание своему лицейскому другу декабристу И. И. Пущину («Мой первый друг...») и стихотворение «Во глубине сибирских руд»; в стихотворении «Арион» (1827) иносказательно говорит о себе как о певце декабризма. В конце 1820-х годов углубляется интерес Пушкин к истории Российского государства и преобразовательной деятельности Петра I. Петровской эпохе Пушкин посвятил первый крупный опыт в прозе — неоконченный роман о своем предке «Арап Петра Великого» (1827) и поэму «Полтава» (1828).

Слава Пушкина в это время достигает своего зенита. Однако постепенно раскрывается сложность его политического и общественного положения: он получает от властей выговор за чтение в кругу друзей неопубликованного «Бориса Годунова», испытывает трудности, связанные с «высочайшей цензурой», и стеснения в свободе передвижения. В 1827 г. началось следственное дело об элегии «Андрей Шенье», в котором подозревали отклик на расправу с декабристами, хотя оно было написано до восстания. В 1828 г. было возбуждено дело о принадлежности Пушкину «Гавриилиады», ходившей в анонимных списках. Спасло его лишь чистосердечное объяснение с императором Николаем I, который установил, тем не менее, тайный надзор за поэтом.

В 1829 г. Пушкин самовольно отправился на Кавказ, где шла война с Турцией; дневник поездки (переработанный позже в «Путешествие в Арзрум») сыграл важную роль в дальнейшем формировании принципов Пушкина-прозаика, утверждавшего «точность и краткость» как «первые достоинства прозы». На 1830—1831 гг. приходится период активной деятельности Пушкина-критика (главным образом в «Литературной газете», издававшейся его лицейским другом Дельвигом и закрытой в 1831 г.).

С наступлением духовной зрелости пришла тяга к размеренному трудовому быту и семейным радостям. В 1829—1830 гг. Пушкин дважды сватался к Н. Н. Гончаровой и добился согласия на брак. За несколько месяцев до свадьбы, осенью 1830 г. он приехал по имущественным делам в свое нижегородское имение Болдино, где задержался из-за угрозы эпидемии холеры. «Болдинская осень» отмечена беспримерным размахом творческого вдохновения: за 3 месяца (с 3 сентября до 30 ноября) Пушкин создал около 50 выдающихся произведений разных родов и жанров. Здесь был в основном завершен «Евгений Онегин» (приведенный в окончательный вид через год, в октябре 1831 г.) и начата литературно-полемическая автопародийная поэма «Домик в Коломне», написан прозаический цикл «Повести Белкина» и драматический цикл так называемых «маленьких трагедий» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), создан ряд критических и публицистических статей и заметок, а также около 30 лирических стихотворений, в том числе «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Румяный критик мой...», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной...», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» и др. Стихотворной «Сказкой о попе и о работнике его Балде» в Болдине начат цикл сказок (1830—1834), в которых Пушкин впервые в полной мере продемонстрировал возможности художественного освоения фольклора. Следующая завершенная пушкинская сказка («Сказка о царе Салтане») была написана в 1831 г.

18 февраля 1831 г. в Москве Пушкин обвенчался с Гончаровой, а 15 мая молодая семья переехала в Петербург. Намереваясь продолжить занятия историей, Пушкин вновь поступил на государственную службу, чтобы добиться доступа к историческим архивам, в частности, к архивным документам петровской эпохи и времен Емельяна Пугачева. В 1832—1833 г. работал над романом «Дубровский», но не окончил его. Оставив роман, обратился к эпохе пугачевского восстания и приступил к исторической повести «Капитанская дочка». Параллельно работал над историческим трудом о пугачевщине, собирал документы, изучал архивные материалы; в августе и сентябре 1833 г. посетил Оренбург, Казань и другие «пугачевские» места, беседовал с очевидцами.

1 октября 1833 г., на обратном пути с Урала, Пушкин вновь приехал в Болдино. Полтора месяца «второй болдинской осени» — период нового творческого подъема. Здесь Пушкин закончил «Историю Пугачева», написал поэму «Анджело» (перевод шекспировской комедии «Мера за меру»), начал переводить стихами замечательную псевдофольклорную мистификацию Проспера Мериме «Гузла» — подражание иллирийским народным песням (присоединив к ним переводы с сербского и несколько собственных композиций на юго-славянские темы, Пушкин объединил их в цикл «Песни западных славян»). Там же в Болдине написаны две стихотворные сказки («Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне») и созданы такие вершинные произведения, как поэма «Медный Всадник» (опубликована посмертно), повесть «Пиковая дама», стихотворение «Осень».

1833—1834 годы начинают последний, исключительно тяжелый период жизни писателя. Художественные открытия зрелого Пушкина расцениваются публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки «упадка» (лишь немногие, в том числе Гоголь, понимают их значение). Уже «Полтава», которую Пушкин считал наиболее зрелой из своих поэм, по выходе в свет не имела успеха. «Повести Белкина» не произвели почти никакого впечатления в критике, отнесшейся к этим опытам сжатого иронического повествования пренебрежительно. С переездом Пушкина в Петербург начинается его личная трагедия, связанная с его отношением к императорскому двору. Несмотря на обещание Николая I быть единственным цензором Пушкина, цензура постепенно становится многослойной. Рождение детей и светские обязанности потребовали больших расходов; Пушкин взял займы из государственной казны, которые поставили его в унизительную зависимость от властей. На просьбы об отставке и о разрешении уехать на время в деревню для поправки имущественных дел царь ответил угрозой опалы и запрещения доступа в архивы.

Художественное творчество Пушкина в последние годы отодвигается на второй план, уступая место занятиям журналистикой и историческими темами. Он готовит материалы для «Истории Петра», в 1836 г. начинает издавать журнал «Современник». Поэзию в значительной степени вытесняет проза. Пушкин пишет философскую повесть «Египетские ночи» (1835), заканчивает «Капитанскую дочку» (1836). Единственный поэтический плод «третьей болдинской осени» (1834) — «Сказка о золотом петушке». Стихотворения последних лет — медитативная лирика нового рода, отличающаяся трезвой повествовательной интонацией, лишенная традиционных поэтических «украшений» («Пора, мой друг, пора!..», 1834; «Полководец», «Странник», «...Вновь я посетил...», 1835; «Когда за городом, задумчив, я брожу...», 1836). Особое место в творчестве последнего пушкинского года занимает «каменноостровский» философский лирический цикл («Отцы пустынники и жены непорочны...», «Как с древа сорвался предатель ученик...», «Мирская власть», «Из Пиндемонти») и примыкающее к нему стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотоворный...» — вольное подражание оде Горация «К Мельпомене», ставшее поэтическим кредо и завещанием Пушкина.

В ноябре 1836 г. Пушкин получил по почте анонимный пасквиль, оскорбительный для чести его жены и его самого. У него были серьезные основания подозревать, что это плод великосветской интриги, в которой замешан поклонник его жены, французский эмигрант Жорж Дантес. 27 января 1837 г. в предместье Петербурга, на Черной речке, между Пушкиным и Дантесом состоялась дуэль. Получив неизлечимое ранение в живот, после двух суток мучений Пушкин умер. Тело его перевезено было в Святогорский монастырь (село рядом с Михайловским, ныне поселок Пушкинские Горы Псковской области), где он и был погребен 6 февраля.

И. П.
По материалам «Энциклопедического словаря Русского библиографического института Гранат»
(статьи Б. В. Томашевского и Ю. Н. Тынянова), 3-го издания «Большой советской энциклопедии»
(статья В. С. Непомнящего) и «Истории всемирной литературы» (статья Ю. М. Лотмана)

 

Об издании

В основу пушкинского раздела РВБ положена электронная версия Собрания сочинений в 10 томах, вышедшего в 1959—1962 гг. в Государственном издательстве «Художественная литература» под общей редакцией Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова и Ю. Г. Оксмана. Издание было осуществлено при участии целого ряда ведущих ученых-пушкинистов (Т. Г. Цявловской и др.). 10-томное Собрание сочинений, дающее в общедоступной форме полный текст практически всех произведений Пушкина и подборку наиболее важных вариантов, по уровню научной подготовки не уступает «большому» (16-томному) и «малому» (10-томному) академическим Полным собраниям сочинений писателя (оба упомянутых издания доступны в ЭНИ «Пушкин» на сайте ФЭБ). При этом справочный аппарат гослитиздатовского собрания включает историко-литературные статьи и пояснительные примечания, более развернутые, чем в «малом академическом» издании («большое академическое» издание по условиям времени вышло без полноценных комментариев — их место заняли краткие справки об источниках текста). Гослитиздатовский 10-томник и сегодня остается незаменимым пособием как для широкого круга читателей, так и для специалистов-филологов.

Настоящая электронная публикация воспроизводит текст издания 1959—1962 гг.; немногочисленные изменения обозначены в тексте угловыми скобками. Цензурные купюры в пушкинских текстах восстановлены по исследованию М. А. Цявловского (см.: Цявловский М. А. Комментарии [к балладе А. Пушкина «Тень Баркова»] / Публ. Е. С. Шальмана; Подгот. текста и примеч. И. А. Пильщикова // Philologica. 1996. Т. 3, № 5/7. С. 159—286).

В тексте использованы три вида ссылок:

  • а) верхний индекс, цифра (авторские примечания Пушкина к текстам);
  • б) верхний индекс, цифра, скобка (перевод иноязычных фрагментов по изданию 1959—1962 гг.; поскольку эти сегменты не входят в авторский текст, они были вынесены в раздел комментариев);
  • в) сегменты, выделенные цветом (ссылки на комментарии издания 1959—1962 гг.).

В разделе комментариев (пояснительных примечаний) комментируемые сегменты текста выделены в отдельные абзацы для удобства ориентации и навигации. Дополнения и поправки к комментариям даются в угловых скобках и помечаются инициалами редакторов РВБ.

В электронной версии воспроизведены иллюстративный ряд и пагинация оригинального печатного издания.


РВБ публикует Собрание сочинений Пушкина в переводах на английский язык (Alexander Pushkin. Collected Works: Parallel Russian Text and English Translation).

Версия 1.0 (30 ноября 2022): Стихотворения Пушкина 1815—1836 в переводах различных авторов.

Версия 2.0 (30 ноября 2023): Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» в переводе Э. С. Клайна.

Биография

Критика и исследования

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2000—2024. Версия 6.0 от 1 декабря 2019 г.