НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПЛАНЫ, НАБРОСКИ

ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АНТОНИЯ1
Драма в 1-м действии

СЦЕНА 1-ая

Пустынный берег моря. Скалы. Под одной из них видна пещера. От пещеры идут две тропинки — одна к морю, другая в гору. Сильный, ровный ветер: валы плещут2. Недалеко от берега сидит на море чертёнок; его беспрестанно подносит и относит. Чертёнку скучно — он зевает. Вдруг подле него из воды высовывается голова другого чертёнка.

Чертёнок 2-й. Давно ты на часах?

Чертёнок 1-й. Давно. Скучно. Пора бы смениться.

Чертёнок 2-й. Старик не выходил?

Чертёнок 1-й. Нет.

Чертёнок 2-й. А ты не подходил3 сам к пещере?

Чертёнок 1-й. Нет4... два журавля всё таскались по берегу — я их побоялся: пожалуй, заклюют.

Чертёнок 2-й. Да, где ж они?

Чертёнок 1-й. Сейчас улетели: слышишь — кричат...

Журавль (под облаками, другому журавлю). На Юг... на Юг...

Другой журавль (не так громко). На Юг...

Чертёнок 2-й. А5 скоро он выдет?..

Чертёнок 1-й. Теперь скоро.


1 Далее зачеркнуто: а) Тургенев<а>, б) Драматическая сцена.2 Далее зачеркнуто: На3 ходил4 Далее зачеркнуто: Целый день.5 Теперь…

483
(Слышен шум в пещере... 2-й1 чертёнок в одно мгновение исчезает... Через несколько времени он робко высовывает голову из воды...)

2-й чертёнок. Что?

Чертёнок 1-й. Что? Ничего.

Чертёнок 2-й. Он не выходил2?

Чертёнок 1-й. Нет... Ну трус же ты, братец!

Чертёнок 2-й. Трус... А у самого, посмотри3 — хвост так и дрожит4...

Чертёнок 1-й. Сказывал я тебе..: Сегодня5 все наши здесь... все. (Шёпотом.) Говорят, и его величество пожалует...

Чертёнок 2-й. Так прощай6 же, братец... прощай; спрячусь... Я его величества боюсь пуще нашего7 старика... прощай...

Чертёнок 1-й. Погоди, не торопись... Успеем еще спеть и песенку...

Чертёнок 2-й (не выходя совсем из воды). Изволь.

Чертёнок 1-й (вполголоса... 2-й подтягивает).

Море, море глупое,
Море бестолковое,
Что ты расшумелося,
Что расхорохорилось?
Нас не испугаешь ты:
Нет у нас корабликов,
Лодочек с товарами...
Нам бояться не за что...
Улитка осторожно подползает к морю и слушает8 ...
Мы с ним чертенятушки9
Смирные ребятушки.
Выростем со временем,
С нами не шути.
Из пещеры выходит св. Антоний, высокий, худой старик10 в монашеской одежде... на поясе висят четки. Оба чертёнка быстро ныряют в воду.

1 и2 вышел3 Далее зачеркнуто: как4 а) как дрожит хвост б) так и дрожит хвост5 здесь6 пойду7 нашего — вписано. 8 Далее зачеркнуто: 2-й ч<ертёнок> ее проворно хватает за рога и проглатывает 9 Перед этой строкой начато и зачеркнуто: не кичит<есь>10 человек в коричневом монашеском одеянье

484

Св. Антоний

Мне душно там... молиться не могу я...
Хотел заснуть... не спится — кровь кипит...
А, кажется, пора бы ей уняться1...
Меня смущают грешные мечты.
Я взял Святую Книгу2, стал читать;
Бегут глаза лениво по строкам,
А мысли закружилися, как птицы,
И носятся, и нет покоя им3...
Тоскую я4... и злюсь... мне тяжело5...
Я сяду здесь6 — а ты шуми, о море,
И глупого баюкай старика!
2 небольшие тучи пролетают над скалами.

1-я. Быть грозе7...

2-я. Солнце8 село — быть грозе.

Большое белое облако плывет вслед за ними:

Ну, ну, детки, не мешкайте...

Проносится9 медленно черная грозовая туча, ворчит:

Старый дурак... убила б его... да не смею... старый дурак...

Св. Антоний

Куда ушел мой мальчик, мой Валерий10?
Пора б ему вернуться... Я давно
Его послал за хлебом... Милый мальчик!
Как кроток он и тих и как задумчив,
Как любит он молиться... он растет,
Как деревцо на солнце11... Ах, не так,
Не так прошла ты, молодость моя!
Я был и горд, и зол, и скор, и вспыльчив.
О боге и не думал — и страстям
Я предавался весь и без возврата...

1 Далее было начато:Тоска меня сего<дня>2 а)я Книгу взял Святую б) я взял Святую Книгу, но глаза в) я взял Святую Книгу, но глаза бегут3 я взял ~ покоя им — вписано. 4 Далее зачеркнуто: и5 а) стыдно б) 1 нрзб в) стыдно6 И вот я вышел7 Далее зачеркнуто: что за старик?8 Перед этим зачеркнуто: Отшельник — святой человек9 Перед этим зачеркнуто: Медл<енно> 10 Гавриил11 он растет ~ на солнце — вписано.

485
Железный был я, грешный человек...
Да и теперь не весь я изменился —
И груб и дик1 еще теперь... О боже,
Не оставляй меня, о мой спаситель,
Тебе я весь — смиренно — предаюсь.
(Ветер увеличивается... Море темнеет2.)

Св. Антоний

Что ж он нейдет? Люблю я с ним молиться3.
И без него заснуть я не могу...
Перед распятьем вместе каждый вечер4
Мы станем на колени — он читает5
И слушаю... и вот из старых глаз
Зака́пают спасительные слезы.
Иль иногда мы вечером пойдем6
На берег моря... сядем; и ему
Я говорю о боге7, о святых,
О жизни их спокойной и прекрасной8...
Молитвы их мы вместе повторяем —
И долго с ним мы говорим, и часто9
Слагаем сами грешные молитвы10...
Антоний задумывается.11

1 Далее зачеркнуто: ...О боже, доверши2 Далее зачеркнуто: (Из-за скалы показывается голова Сатаны и вдруг скрывается) 3 Далее зачеркнуто: а) Его тогда я ставлю пред собой б) И без него заснуть я не могу... в) Читает он Евангелье... и голос // Его так ясен4 Вместо: каждый вечер было: на колени5 Мы станем, и читает он молитвы. После: читает было начато: Молитв праведных, святых мо<литв>6 а) Иль иногда мы ся<дем> б) Иль иногда пойдем в) Иль иногда мы вы <йдем> г) Иль иногда мы сядем где-нибудь // Там на скале... и [долго] оба мы молчим д)Иль иногда пойдем мы с ним бродить // Вдоль моря е) Иль иногда мы долго ходим // Вдоль моря — или сядем где-нибудь // Там на скале — и голову свою // Положит он ко мне на грудь и тихо // Заснет...7 про <бога>8 После этой строки было: а) О смерт<и> б) А там в) И попрося благослов<енья> г) О их любви великой бесконечной... д) Как взгляд его е) О рад<ости> 9 После этой строки было: а) Мы замолчим и голову свою // Ко мне на грудь положит он... и дремлет б) После: замолчим — вписано и зачеркнуто: <5 нрзб> в) И часто, помолясь усердно богу // Слагаем сами робкие молитвы. Далее приписано: И задрожит его ребячий голос, // И, видимо. Вместо: часто — было: там10 а) Как в тексте. б) Слагаем сами робкие молитвы... Ко мне на грудь он голову положит // И дремлет11 Перед этой строкой было: На скале показывается мальчик. Он поет: Далее зачеркнуто: Ветер [пролет<ая>] шепчет:

486

Чертёнок 1-й (осторожно выплывая1 на берег). Сюда... сюда... посмотри на него!

Чертёнок 2-й (выказываясь из воды). Где?.. А!.. Какая у него длинная борода... Он нас не видит?

Чертёнок 1-й. Он подымает голову...

(Оба скрываются.)2

Валерий (сходит со скалы)

Отец, вернулся я...

Антоний (встает)

А! наконец...
Устал ты, бедный!

Валерий

Да, устал немного.
Я хлеб принес3...

Антоний

Ступай и отдохни...

Валерий

А ты?

Антоний4

Я здесь5 побуду — но недолго...

Валерий

Мне холодно, прощай — и приходи.

Антоний6

Чернеет море... Длинными7 грядами8
Бегут валы на мрачный твердый берег...
С высоких волн срывает брызги9 ветер
И мне в лицо сердито их бросает.

1 Далее зачеркнуто: из 2 После этой строки было: а) Ветер шепчет Антонию, б) На скале показывается мальчик. Он поет 3 Я хлеб принес — Какой сердитый ветр.. // Сегодня ночью4 Далее зачеркнуто: а) Ты видишь — мо<лния> б) Смотри какие тучи — быть грозе5 а) Здесь б) Когда в) Как в тексте. 6 Далее зачеркнуто: а) Со всех сторон несутся дружно тучи б) Из-за скал все ниже, ниже // Мчатся тучи — ветер воет, // [И к нему всё ближе, ближе] // Ветер море [словно] точно роет. Эти строки Тургеневым изъяты как недоработанные; в) Мы7 Долгими8 Далее было: Бежит оно на торный твердый берег // И ветер с волн срывает // И мне в лицо и в бороду бросает.9 Далее зачеркнуто: буйный.

487
Торопятся — уходят в горы чайки
И жалобно кричат1... я здесь усядусь
И бурей стану молча любоваться
И молодость свою припоминать...
(Садится.)
С горы сходит человек в широкой черной шляпе2 и темном плаще; на сапогах у него шпоры; конец шпаги виден из-под плаща.

Человек. Заблудился я, чёрт возьми... Того и смотри польет дождь — а3 здесь и спрятаться негде... (Увидев Антония.) Монах... подойду к нему. (Подх<одит> к Антонию.) Честной отец, как бы мне пройти в...

Антоний (подымает голову).

Человек. Честной... Что за чудо... да это... это Антонио, как бишь его звали... ну как тебя звали... (Антоний глядит на него.) Он, точно он, или ты меня не узнаёшь?

Антоний. Нет.

Человек. Его голос... Он!4 Давно мы с тобой не видались, старый товарищ — а были друзьями... целые два года жили — душа в душу... с тех пор прошло 20... куда! более5 25 лет... О, да вспомни ж меня...

Антоний. Дай мне в тебя вглядеться... Ты... похож... ты — Карло...

Человек (ударив его по плечу) 6. Карло Спада — что? узнаешь меня?


1 Далее зачеркнуто: и я <нрзб.> 2 Далее зачеркнуто: с 3 Далее зачеркнуто: мне4 Далее зачеркнуто: а) Давно ли ты спасаешься 6) А давно5 более — вписано. 6 Ремарка вписана.

488

Антоний. Карло Спада... но его в глазах моих убили...

Человек. Не убили, как видишь1... Всё расскажу тебе, старый товарищ, приятель... Вот не думал2, не гадал... Да скажи пожалуйста, ты не далеко отсюда живешь?

Антоний. Я здесь живу.

Карло. Здесь? Да где ж... (Оглядывается.)

Антоний (показывает на пещеру).

Карло. В этой яме? (Заглядывает в пещеру и посвистывает 3. Антонию с некоторым замешательством.) Ты монах4 — отшельник, спасаешься.

Антоний. Я здесь молюсь богу., и живу5.

Карло. А! Я, видишь ли6, я хотел было добраться до7 Пиетра Нюова, да заблудился... отстал8 от своего полка... гроза меня9 застигла10... что ж, брат Антонио, позволь мне11 переночевать у тебя12.

Антоний. Разумеется, взойди13. (Входят.) Садись. Хочешь хлеба?

Карло (садится на кучу сухих листьев). Спасибо — я сыт14. (Оглядывается.) И ты круглый год здесь живешь?

Антоний. Да.

Карло. Гм...

Антоний. Покойно ли ты сидишь?

Карло. У кого вздумал спрашивать! да15 мне ли, старому дураку16, нежиться? Мое тело не молодо — ко всему привыкло17... Ха-ха-ха!

Антоний. Не смейся громко... (Показывая на Валерия.) Ты его разбудишь...


1 Далее зачеркнуто: а) Помнишь ли на б) А помнишь? был жаркий денек. Далее следовал рассказ о битве, см. стр. 490.2 Далее зачеркнуто: встретиться3 После: посвистывает скобка была закрыта и было начато: Д<...>4 Далее вписано и зачеркнуто: а) райска<я птица> б) начато: из5 Я молюсь здесь богу и живу здесь6 а) А! видите ли, честны́й отец, я шел в б) А! я видишь, честны́й отец7 в8 Я отстал9 Далее зачеркнуто: и10 гроза ~ застигла — вписано. 11 Вместо, позволь мне — было: позволишь ли ты12 у тебя?13 Далее зачеркнуто: сяд<ь>14 Далее зачеркнуто: Скажи мне15 да — вписано. 16 рубаке17 вместо: Мое тело ~ привыкло... — было: Мои кости стары, ко всему привыкли...

489

Карло. Э... сын или внук?

Антоний. Нет... Расскажи же мне.

Карло. Да1 — что ж я... Ну... (Снимает2 свою шпагу.) Помнишь ли ты — тому лет3... лет... ну всё равно... мы с тобой служили в одном полку, в войске славного, знаменитого4 Сфорцы — и дрались за ее величество королеву Иоанну5...

Антонио. Помню, помню...

Карло. Ну... и последнее наше сражение помнишь?.. Признаться6 — жаркий был денек: мы целый день дрались, как львы7,— да невмочь8 пришло: не совладать одному с десятерыми... погнали нас... у меня голова ходила кругом, язык пересох — наглотался я пыли... что бы я дал тогда за кружку воды... мы с тобой бежали рядышком... помнишь?9

Антоний. Помню10... рассказывай11.

Карло. Вдруг я слышу выстрел... оглянулся12 — Прямо на нас, как теперь вижу, летит великан13 в черных латах на буром коне, подскакал14, замахнулся — я было подставил шпагу, да куда!15 — повалился я, как сноп!.. раскроил мне голову16, проклятый17! Говорят18, ты его тут же ссадил с коня — молодец ты был, Антонио, рубака знатный19... Ну20, кровь залила мне глаза, дыхание сперлось; я подумал21 пришлось околевать22 — и что ж? Валялся дня два на земле — и видишь, жив23. Меня нашли, подняли; я


1 Далее зачеркнуто: точно2 доста<ет> Далее вписано и зачеркнуто: стальн<ую> 3 лет 254 Вместо: славного, знаменитого — было:великого5 Далее: а) то есть, правду сказать, за того мы дрались, кто больше платил б) против6 Признаться — вписано. 7 Далее зачеркнуто: а) а по́д вечер б) и прогнали бы8 невтерпеж9 помнишь — вписано. 10 Помню, помню11 Реплика вписана. Далее вписано и зачеркнуто: а) Да дай прип<омнить> б) Помнишь ли с меня шишак свалился — ты мне его поднял...12 Далее зачеркнуто: а) на гнедой лошади, как теперь вижу б) да и не успел глазом мигнуть: какой13 Вместо:как теперь ~ великан — было: мчится сорванец рыжий14 подлетел15 Далее зачеркнуто: а) раскроил он мне б) так и повалился с раскроенной головой в)и повалился я, свету не взвидев16 башку17 окаянный18 Помнится19 а) хоть 6) хоть куда20 Ну, а после —21 Вместо: я подумал — было: подумал22 Далее зачеркнуто: Ант<онйи>. Ну... Ч<еловек> <нрзб.> 21 Далее зачеркнуто: а) Попался в плен б) нашли меня, подняли; был в плену

490

долго был болен, выздоровел1... (Со вздохом.) Уж мыкался я, мыкался по свету... Где ни бывал? Кому ни служил? Вот и стар2 стал и сед, как видишь, — а всё еще не нашел себе пристанища3! Да и на что?4

(Гроза начинается.)

А удивляюсь5 я тебе, брат Антонио, признаюсь... Совсем ты стал другим человеком... помнишь, бывало... Ну извини, извини: я вижу, ты хмуришься — а хотел бы я поболтать с тобой о старине...

Антоний (садится к нему ближе). Так что ж? говори — я не испугаюсь.

Карло. Ай да славно! Вот — люблю... Так садись же поближе ко мне6...

(Гроза усиливается.)

СЦЕНА 2-ая

Небольшая роскошно убранная комната7. На полу ковер... благовонные8 свечи горят9 в белых вазах10; везде11 множество великолепных тропических пахучих12 цветов13. Окны раскрыты14, на дворе темно. Посередине комнаты стол... На первом месте сидит Аннунциата15, несколько16 молодых людей и дев17. Ужин клонится к концу.
(Аннунциата кончает песню.)18

1 Далее зачеркнуто: однако дождик накрапывает... Куда бы нам... (Оглядывается). Ант<оний>. Пойдем. Ч<еловек>. Куда? Ант<оний>. Ко мне. Ч<еловек>. Да разве ты тут живешь? А<нтоний>. Тут. (Пок<азывает> на пещеру.) К<арло> (посвистывает). А<нтоний>. Тише — я здесь не один. К<арло>. Кто ж тут с тобой? А<нтоний>. (Пок<азывая> на Вал.). Он спит... К<арло>. Сын?.. или внук?.. А<нтоний>. Садись... хочешь хлеба? К<арло>. Спасибо, я сыт... (Садятся). Ну, брат, ты [и ту<т>] живешь по-нашему, по-старинному [камень под голову] Далее следует продолжение рассказа Карло. 2 калека — а3 приюта4 Далее зачеркнуто: а) На нетях б) Нашему брату на свете жить любо, слова не смеет <сказать> в) Ант<оний>5 не думал я. признаюсь6 Далее зачеркнуто: и слушай7 Небольшая комната. Везде8 душистые9 Благовонные ~ горят — вписано: 10 Далее зачеркнуто: горят лампы11 Далее вписано: а) странные б) великолепные тропические пахучие цветы12 множество ~ пахучих — вписано.13 Далее зачеркнуто: Два окна раскрыты, оба14 Далее зачеркнуто: дают в сад15 Падилья, кругом16 несколько — вписано17 2 женщины.18 Ремарка вписана.

491

Джулио. Браво! Брависсима1. Друзья мои, на колени — все на колени! и выпьем2 за здоровье прекраснейшей женщины3!

Все становятся на колени, исключая женщин и4 Астолъфа, и пьют...

Аннунциата. Благодарю вас, дети... Позволяю одному из вас поцеловать завтра мою... перчатку.

Пиетро. Кому же? кому?5

Джулио. Мы кинем жеребий6...

Роберто. Будем7 драться, и кто победт...

Пиетро. А ты что ж не становился на колени, Астольфо?

Джулио. А разве он не становился?

Астольфо. Какие у тебя прекрасные волосы, Джулиетто mio! Как я люблю тебя.

Пиетро. Он пьян, как немец...

Андреа. Как лошадь...

Аннунциата. Как вы все...

Астольфо. Венчайте меня розами и незабудками, о друзья мои8, и дайте мне чашу9... (Жалобным голосом.) Чашу, друзья мои10.

Джулио. Аннунциата, я вас...

Аннунциата. Ну?

Джулио. Аннунциата... я11... Я вас люблю безумно...

Пиетро. И я.

Андреа. И я...

Джулио. Я готов вам доказать мою любовь на деле12... Прикажите мне убить кого-нибудь13 — вот хоть этого толстого пьяницу, Астольфо, — кого хотите...

Аннунциата. Кого хочу! Мой Джулиетто14... Мой милый Джулиетто, убей самого себя.

Джулио. Прикажи...


1 браво2 выпьемте3 пе<ви>цы!4 женщин и вписано. 5 Реплика вписана. 6 Далее зачеркнуто: кому7 а) Или б) Давайте8 Далее зачеркнуто: наденьте мне <?>9 Далее зачеркнуто: где же она чаша?10 Реплика Астольфо вписана на полях. После: мои — зачеркнуто: наденьте шляпы и: мне — чашу!11 Далее зачеркнуто: безумный, влюблен в вас.12 Я ~ на деле — вписано. 13 хотите14 Далее зачеркнуто: а) а б) а самого себя... убьешь?

492

Аннунциата. Нет, погоди, подумаем... Господа, вы совсем1 позабыли ваших дам... Садитесь и пейте... и слушайте... Я вам еще спою песенку2...

1

Под окном3 прекрасной донны,
Больше4 часу, при луне
Ходит юноша влюбленный5
В черном бархатном плаще.

2

Он6 играет на гитаре
Песни, полные тоски7...
Он8 поет о страстном жаре,
О звездах и о любви9...

3

Вдруг окошко растворилось10,
И украдкой из окна11
Показалась и склонилась12
Милой донны голова.

4

Он умолк... она с улыбкой
Говорит ему: «Сеньор,
Я боюсь за вас: ошибкой
Вас возьмет ночной дозор13.

5

Хоть приподнят длинной шпагой
Край широкого плаща14,

1 Далее зачеркнуто: а) позабыли б) не занимаете2 песню3 Далее зачеркнуто: сеньоры бледной4 Перед этим начато и зачеркнуто:Ночью5 Зачеркнуто. Бродит витязь бедный6 а) То б) Он в) То7 Зачеркнуто: И гитару к сердцу жмет8 а) И б) Он в) То9 а) о томительной любви б) Как в тексте, в) Об луне и о любви. Переработка не завершена. 10 озарилось11 Из высокого окна12 Так задумчиво склонилась13 а) как в тексте, б) Остановит вас дозор14 а) Хоть над шляпой длинной вашей // Веет [дол<гое>] гордое перо б) Начато: Хоть я вижу тонкой шпагой в)Хоть приподнят тонкой шпагой

493
Хоть и веет злой отвагой
От усов и от пера1,

6

Хоть умны вы и прекрасны,
Хоть в меня вы влюблены2...
Но ни мало не опасны —
Скромный друг чужой жены3...»

7

И окошко, как живое,
Затворилось... и домой,
Поглупев — едва ль не втрое,
Потащился витязь мой.

Аннунциата. И вы все в меня влюблены?

Все (иск<лючая> Аст<ольф>о). Все... все...

Аннунциата (женщинам). Простите им, — они не знают, что говорят4. Вы меня любите... Много чести. Но5 ты, Джулио (гладя его по голове) — лучше всех; оттого, что глуп и молод.

Аннунциата (встает). Так слушайте ж, мои витязи! Вы должны все дать мне честное слово никогда не жениться, никогда не влюбляться... Слышите? а я6...

Джулио. А вы?

Аннунциата. Джулио, вы тронуты и7 расположены к нежности; посмотритесь в зеркало: вы бесконечно смешны... А я — вас уверяю, что я вас всех терпеть не могу.

Пиетро. Как она мила, боже мой, как она мила!


1 а) Хоть над шляпою с отвагой // Веют, веют три пера б) Начато: Хоть неслыханной отвагой в) И неслыханной отвагой // Хоть вы славились всегда... г) Хоть воткнули вы с отвагой // В вашу шляпу три пера д) Хоть и носите с отвагой // Вы на шляпе три пера2 Вы любезны, вы прекрасны // И в меня вы влюблены3 Витязь девственной луны!4 Далее зачеркнуто: Да и любовь их едва ли сто́ит сожаленья... [Слова] [ответ ваш, Джулио] — Лучший из них это ты, Джулио5 меня ~ Но — вписано.6 Слушайте, мои витязи! Вы должны мне все — дать честное слово никогда не жениться, никогда не влюбляться... в другую женщину — а я...7 Далее зачеркнуто: кажется

494

Аннунциата. Неправда ли, господин Пиетро, — удивительно!

Пиетро. Невыразимо!

Аннунциата. Непостижимо!

Пиетро. Невообразимо!

Аннунциата. Безгранично, как ваша любезность1. Бедный добрый мальчик, сидит подле женщины, выпил немного вина — и думает, что любит...

Джулио. Аннунциата, — вы, кажется, смеетесь над нами2...

Аннунциата. Может быть; вы догадливы.

Джулио. Но всё-таки вы нас всех сводите с ума...

Астольфо. Кто сошел с ума? Выгоните его вон... Я не люблю сумасшедших...3

Джулио (Андреа). Подожги ему бороду, Андреа, сделай милость...

(Удар грома.)

Аннунциата. Затворите окна... Какой душный ветер... посмотрите, как свечи тускло стали гореть...

Андреа. И цветы вдруг так сильно начали пахнуть4.

Джулио. Сирокко5...

Аннунциата. Не запирайте окон6... (Она вдруг бледнеет...)

Джулио. Что с вами, Аннунциата, — вы бледнеете, вам дурно... воды!

Аннунциата (с презр<ением>). Мне дурно!? Подите прочь... прочь7... Молчите... (Встает.) 8


1 Далее зачеркнуто: а)оттого б) (глядя на него) в) и г) просто воображаешь, что любишь меня д) Как у теб<я> е) Посмотрите, как глаза у него горят ж) Посмотрите (глядит ему в глаза), как глаза у него горят з) Бедный Джулио, ты сидишь подле женщины, [он] выпил [рю<мку>] лишнюю рюмку вина — и думаешь, что любишь... Добрый Джулио2 а) Вы смеетесь надо мной... б) Вы насмехаетесь надо мной...3 Аннунциата, вы, кажется ~ не люблю сумасшедших — вписано. 4 Реплика вписана. Зачеркнуто:И вдруг сильно запахли цветы...5 Далее зачеркнуто: как сильно пахнут цветы... Стал <...>6 После этого вписано и зачеркнуто. И цветы вдруг так сильно начали пахнуть7 прочь — вписано. 8 (Встает.)вписано.

495

Слышите ли вы1, слышите ли вы — словно приближение великой рати... словно прилив широкого моря...

Джулио. Я слышу отдаленный гром...

Аннунциата. А теперь2 — всё умолкло, всё3, как будто никогда не бывало на земле ни движения, ни жизни4 — мой голос странно звучит в застывшем воздухе...

Джулио. Перед грозой...

Аннунциата. Молчите, молчите все... (Она закрывает лицо руками.)

Голос Сатаны (торжественно и медленно 5). Аннунциата!

(Все вздрагивают...)

Джулио (трепещущим голосом). Кто вас зовет?

Аннунциата. Мой любовник... я иду к нему...

Джулио. Ваш любовник... но кто ваш любовник? Где он? — в саду6... Мы вас7 не пустим — и пойдем сами к нему навстречу...

Аннунциата (качая головой). Вы меня не пустите! Вы...

Все вместе. Да8... Да...

Аннунциата. Вы хотите знать, кто мой любовник? Так вслушайтесь же в его голос...

(Молчание.)

Голос Сатаны (еще медленнее). Аннунциата...

(Женщины вскрикивают.)

1 вы — вписано. 2 Далее зачеркнуто: как3 всё — вписано. 4 Зачеркнуто: и5 тихо 6 Зачеркнуто: (вынимает шпагу) 7 Далее зачеркнуто: к нему8 Далее зачеркнуто: мы

496

Аннунциата (восторженно и с злою насмешкой) 1

Меня зовет он2... Господа,
Вы удержать меня не в силе!3
«Ему» останусь я верна4
И на земле... да и в могиле!..5
Меня смирил лишь он один...
Мой грозный друг — мой властелин
Меня найдет всегда готовой6
В последний раз — как7 в первый раз...
Меня зовет мой друг суровый8...
Его люблю я... больше вас.
(Она быстро уходит9.)

Джулио. Опомнитесь, господа10... за мною — в сад и шпаги наголо!

Пиетро, Андреа, Роберто бегут вслед за Джулио... Обе женщины, дрожа, прижимаются к Астолъфу...
Вдруг в саду раздается слитный11 крик 4-х молодых людей12.

СЦЕНА 3-я

Антонио, Карло Спада сидят у входа пещеры... Меж ними широкий плоский13 камень. На камне бутылка. Гроза14. На дне пещеры, при каждом15 блеске молнии, виден16 Валерий. Он спит на груде сухих листьев.

Карло. Та́к-то, брат, та́к-то! (Пьет немного из бутылки.) 17 Не погневайся18 — я продрог, да и привык к вину19... Какова погодка?


1 Зачеркнуто: а) поет (с презрением) б) поет (с насмешкой) в) поет (с злою насмешкой) 2 Далее зачеркнуто: Он зовет —3 а) Вы удержать меня [не в силе] хотите! б) Меня сдержать — не в вашей силе!4 Иду я, ему останусь я верна5 могиле — вписано. 6 а) Как в тексте, б) меня всегда найдет готовой7 и8 Меня зовет любовник... (оглядываясь и с странной улыбкой) новый...9 выходит 10 Помилуйте, господа... мы здесь стоим — а она...11 Далее зачеркнуто: <нрзб.> дрожащий. Затем: слитный было перенесено после: дрожащий 12 Вместо: 4-х молодых людей было: Джулио, Роберто, Пиетро и Андреа 13 широкий плоский — вписано.14 Далее начато: В15 каждом — вписано. 16 Далее зачеркнуто: и17 После ремарки было начато: Ты, брат, изви<ни>18 Далее зачеркнуто: брат19 Далее зачеркнуто: как ветер воет, свистит — а море,— море-то как расшумелось...

497

Антоний. Карло...

Карло. Ну?

Антоний. Помнишь ли ты... Марцеллину?

Карло (в смущении) 1. Марцеллину... Какую Марцеллину?..2 Нет, нет... (Пьет.) И на что тебе?

Антоний. Я ее любил...

Карло. Да, да — теперь вспомнил... хороша была покойница...

Антоний. Она умерла?

Карло. Умерла... (Молчание.) А3 сколько тебе лет, Антонио?

Антоний. Однолетки4, семьдесят три года.

Карло. Семьдесят три года... (Вполголоса.)5 Можно бы покаяться6... А кто его знает!

Антоний. Что ты говоришь?

Карло. Да что за вздор! чего я боюсь?7 мы с8 ним старики — да он9, вишь10, и монахом стал... (Громко.) 11 Каюсь, отче: сгубил я бедную твою12 Марцеллину...

Антоний. Что?

Карло. Эге, брат — глаза у тебя засверкали по-прежнему13... Тогда, помнится, с тобой шутить не годилось.

Антоний (задумчиво). Боже мой, прости мне мое прегрешение... Рассказывай14, товарищ... и не бойся15, я стар16 и расстался с прежней жизнью... навсегда.

Карло17. Смотри ж — не сердись на меня. После нашей разлуки, года два спустя18, занесло меня18


1 Ремарка вписана. 2 Далее зачеркнуто: Я вспомнил, вспомнил... Эге, брат — у тебя видно память [хороша] свежа!.. Ты ее любил — хороша была покойница3 Вместо:Умерла ~ А — было: Да — мне говорили...4 Однолетки вписано.5 Ремарка вписана. 6 Далее зачеркнуто: а) как в тексте. б) А как вспомню... здесь страшно...7 чего я боюсь? — вписано. 8 с тобой9 ты10 вишь — вписано. 11 Ремарка вписана. 12 твою — вписано. 13 Далее зачеркнуто: помн<ится>14 Далее зачеркнуто: старый15 Далее зачеркнуто: а) я на свою бы б) прежняя жизнь в) бывшая жизнь16 Далее зачеркнуто: да17 Далее зачеркнуто: Что ж мне тебе сказать? Года два спус<тя>18 а) год б) с год в) два года19 занесла меня судьба

498

опять1 в Болонью — с кем и зачем позабыл2. На другой же день отправился я к Марцеллине3. Вспомнил я о тебе, брат Антонио, как взошел в тот темный чудный проходец — знаешь4? вот5 и направо знакомая дверь, высокий каменный порог... я стукнул6, она сама мне отворила. Увидав меня, она вскрикнула7, поднялась на цыпочки8, поглядела, нет ли тебя за мной9 и спросила: А Антонио?.. Я сказал, что сам пришел к ней10 осведомиться о тебе... Она побледнела и уронила головку... Я взошел в ее комнатку, оглянулся11 — всё на том же месте: на стене твой портрет, нарисованный углем нашим знакомым живописцем12, помнишь, после славной13 пирушки14, как бишь его звали, такой был веселый... на кровати твоя шляпа15 с полинялыми перьями... На окне те же цветы, во всей комнате тот же милый запах16... Я сел на окно17 — она подле меня на низеньком стуле18... Я ей всё рассказал19 — она слушала и плакала: и я всплакнул раз... Уходя, я20 стащил с руки свою огромную21 перчатку и тихонько пожал ее бледные пальчики22... она посмотрела на меня так пристально, так грустно23... Я у ней бывал часто: она мне сказывала, что с тех пор живет одна и никого не видит, что более году от тебя не имеет известий, что ее сестра ушла в Рим с24 одним беглым монахом... И платье-то на ней было то же — да поизносилось в два года... Она всё еще была25 хороша, хоть и похудела очень — и так же задумчиво26 улыбалась27 и так


1 опять — вписано. 2 ей-ей не помню3 Далее зачеркнуто: а) Она жила там же и сама мне отворила б) Взобрался4 помнишь5 Далее было: и дверь6 вспомнил я ~ я стукнул — вписано. После: стукнул — было: а у самого сердце перестало биться7 Далее зачеркнуто: и тотчас спросила о тебе8 поднялась ~ А Антонио? — вписано. 9 Вместо: нет ли тебя за мной — было:мне через плечо10 а) пришел сам к ней б) ничего сам <не знаю> в) сам хотел узнать г) сам хотел спросить у нее, что д) сам за е) сам спросить ж) она про тебя11 Далее зачеркнуто: а) ничего б) всё в) ничего12 а) неким живописцем б) неким черноризцем. После: живописцем — было: помнишь в13 веселой14 после ~ пирушки — вписано. 15 в угле твоя шпага16 окне ~ запах — вписано. 17 на стул подле окна18 на окно19 рассказывал20 Далее начато: ей пожал21 нарядную22 бледную ручку...23 Далее зачеркнуто: а) и поцеловала меня в лоб б)Она в) Я стал к ней24 за25 Она была26 задумчиво — вписано. 27 Далее зачеркнуто: как никогда

499

же причесывала волосы1. Вот однажды — я2 был у ней, сидел до вечера — вышел3 на улицу, и вдруг пришло мне в голову, что я ее люблю4, что я ее5 всегда любил, и тогда уж, когда6 мы с тобой ходили к ней... я даже удивляюся, как я7 тебя в то время не убил. Я тотчас же с улицы вернулся к ней. До того8 я только уходя позволял себе пожимать ее руку — я, кондоттиёри9, слуга Сфорцы!..10 На эту женщину я и взглянуть-то нагло11 не смел12, при ней не смеялся громко... Я в ее комнатку взошел: она13 посмотрела на меня с удивлением, я подошел к ней и тихо ее обнял... признаюсь: когда руки мои14 соединились за ее станом15 — я задрожал весь и упал перед ней на колени... Если б меня увидали товарищи! они бы умерли со смеху — но ты ее знал, Антонио, ты знал эту женщину...

(Молчание.)16

Целых три месяца мы любили друг друга... или нет, нет: она меня не любила, как любила тебя; в эти три месяца она странно изменилась: всё беспокоилась17; то прятала твою шляпу, то со слезами доставала ее опять и клала к себе на колени... она18 плакала без причины, ревновала — и казалось, страстно была в меня влюблена... но я не был счастлив... хоть и не знал, чего хочу19... мне стали20 гадки буйные потехи моих товарищей, а21 не мог я не сознаться, что они были,


1 Далее зачеркнуто: Что ж мне тебе сказать? — не знаю2 Далее было начато: вышел от3 Вписано и зачеркнуто: я4 Далее зачеркнуто: всей5 ее — вписано. 6 как7 Далее зачеркнуто: a) мог б) тебя не убил тогда в)мог тогда8 Далее зачеркнуто: а) вечера б) времени9 старый кондоттиери Далее было начато: Сфо<рцы>10 Далее зачеркнуто: Но до этого11 нагло взглянуть бы12 а) При ней громко не смеялся б) Громко не смеялся при ней — такая была женщина... [Но тут] В тот вечер я к ней взошел и, не сказав ей ни слова в) В тот вечер я к ней взошел и тихо обнял...13 Далее зачеркнуто: удивилась14 Далее зачеркнуто: а) прикоснулись до ее стана б) прикоснулись к ее стану — я весь задрожал15 Далее зачеркнуто: едва смел до нее16 После ремарки было начато: а) Ант<оний> б) Полгода о17 Далее зачеркнуто: а) не хотела спрятать ни шляпы твоей, ни шпаги... б) то прятала в ящик твою шляпу, то твою шпагу, то опять со слезами брала18 Далее зачеркнуто: страстно обнимала меня19 Далее было начато: поверь20 были21 хоть и

500

по-своему, счастливей и веселей меня1. Да что! С тех пор прошло так много лет... и хоть, кажется, я понимаю и чувствую, что тогда со мной происходило, — да говорить, выражаться я2 разучился; скажу тебе одно: я так же внезапно ее разлюбил, как полюбил ее... В одно осеннее утро — я вдруг почувствовал, что я ее не люблю; мне стало так легко: я вздохнул так свободно, так глубоко3... Спокойно пошел к ней и был почти уверен4, что она знает, зачем я пришел5... Я остановился на пороге, протянул ей руку и сказал: прощай... Она подняла голову, посмотрела на меня без удивления6 и сама7 глухо сказала: прощай8... Я быстро9 повернулся на каблуках и вышел10... Помню, мне стало грустно расстаться — не с ней... нет — а с этой дверью, с этим порогом11, с этим домиком12, но я махнул рукой, завернулся в плащ и пошел13 по улице молодцом, побрякивая шпорами; из одного окошка с любопытством посмотрела на меня премилая девушка, и я лукаво и приветливо взглянул на нее14. Дня через два приносят ко мне записку: ее рука... Я с полчаса15 лежал на спине и посвистывал... мне за нее было стыдно... распечатываю... вот оно, ее письмо: я с тех пор не расстаюся16 с ним.

(Читает.)

«Карло, вам17 принесут эту18 записку в 2 часа... в двенадцать я утопилась. Не из любви к вам, нет — я с нетерпением ждала разлуки19 с вами20, я вас не


1 Далее было: а) и так же внезапно как б) что мне тебе сказать? Всему этому прошло так много лет... и хоть мне кажется, что я и понимаю2 я — вписано. 3 Зачеркнуто <2 нрзб.> 4 Далее было: а) что она догадалась, зачем б) что она догадалась, о чем я стану говорить в) что и сама знает5 прихожу6 без удивления — вписано. 7 Далее вписано и зачеркнуто: не удивив<шись>8 Далее зачеркнуто: В ее голосе не было ни удивления, ни гнева...9 быстро — вписано. 10 Далее зачеркнуто: и помню <нрзб.> мне грустно стало11 Далее зачеркнуто: однако12 с этим домиком — вписано. 13 Далее зачеркнуто: а) скорым б) решительным в) мол<одцом>14 Далее зачеркнуто: а) ...хоть после мне стало смешно — и даже страшно б) и тотчас мне стало смешно — и даже страшно в)и мне самому стало смешно — и даже страшно г) Но, признаюсь, мне то15 Далее зачеркнуто: ее не распечатывал16 не расставался17 через18 мою19 нашей разлуки20 с нетерпением ~ с вами — вписано.

501

люблю и не любила никогда... хотя я1 и по собственной воле изменила памяти Антония... Но я не берусь сама себя растолковать2. Я решилась умертвить себя — потому что мне, право, совестно... даже гадко жить. Не обвиняйте3 себя ни в чем, прошу вас4: вы сами знаете — вы ни в чем5 не виноваты... Если б вы не вернулись в Болонью6 — правда7, я бы еще теперь жила8, а жила бы долго, может быть... но скажите, к чему? Я спокойна и почти весела и совсем примирилась с богом и людьми9. Мне кажется, жизнь моя не могла иначе начаться, иначе кончиться... И прекрасно. Я довольна10 ею, но теперь я устала и думаю, что не к чему больше жить. Я иду к реке11 топиться, точно так же как прежде ходила по утрам за водой... Если вы когда-нибудь увидите Антония, скажите ему, что я его любила12. Ни одно растение13 не цветет дважды, смешно желать два раза жить...

Марцеллина».

Антоний (берет письмо) 14. И она утопилась?

Карло. Да.

Антоний (после некоторого молчания) 15.

О боже (мой)! Как тронут16 я глубоко...
Как я дрожу и сам себе не верю,
Как сердце бьется... К старческим губам
Прижмись письмо17... прижмися крепче, ближе.
Одарены18 непостижимой силой
Вы, бледные, трепещущие19 строки,
Начертанные в час тоски безумной

1 хоть я2 Но ~ растолковать — вписано. 3 Не вините4 прошу вас — вписано.5 ни в чем — вписано. 6 в Болонью — вписано. 7 правда — вписано. 8 Далее вписано и зачеркнуто: может быть9 Вместо: Я спокойна ~ людьми — было: Видите ли, я прежде не верила предопределенью... я и теперь не верю... но мне10 Далее зачеркнуто: своей жизнью... Необходимость смерти моей мне так понятна, так ясна11 а) теперь к <реке> б) на мост12 Далее зачеркнуто: а) что я знаю, что он меня любит б) что я знаю, что он меня любил в) я13 а) ни один цветок б) ни одного растения14 Далее зачеркнуто: глядит на него долго и медленно отдает 15 После ремарки было: а) Как б) Я думал, что все мои воспоминания в) О боже мой! О боже мой! О боже! Как глубоко я тронут и смущен!16 бьется. Далее зачеркнуто: Что это?.. А!17 Далее зачеркнуто: а) таинственная сила б) силой непонятной18 а) Ты одарен б) Одарены в) Вы г) чуть видно строки19 вы трепетные

502
Любимой1женскою2 рукой... Меня3
Влечете вы — куда я сам не знаю4...
Я точно сам из гроба воскрешаю
Знакомые бывалые волненья5.
И старику6 и больно и легко.
Как странно! Я гляжу7... и что ж я вижу
Передо мной не берег и не море...
Нет — поле... солнце светит. Там вдали
Проходит8 конница... вот — вьется пыль;
Я слышу ржанье добрых лошадей;
По шишакам, по черным гладким ложам,
Как огоньки проворной перестрелки,
Сверкают быстро светлые лучи...
И слышится мне долгий смутный топот...
Вот впереди на темном жеребце
В высоком шлеме скачет их полковник.
А там вдали из-за деревьев церковь
Как будто поднялась да и глядит...
Ах — эта церковь! мне ли не знакома!
За ней еще пять, шесть других церквей:
За нею целый город — вся9 Болонья.
Но подле церкви той... почти напротив,
Есть домик... домик темный, небольшой,
И в доме том два маленьких окошка,
И под окном10 она сидит — и ждет.11

Карло Спада

Да толь еще! Всмотрись-ка хорошенько:
Не правда ли, с тобою мы сидим
Под каменным навесом остерии...
Эх, время было, время золотое!12

1 Любимою2 нежною3 Во мне4 Одарены ~ не знаю — вписано. а) Вы увлекли в далекий позабытый 6) Вы увлекли <3 нрзб.> в) Почти мне г) И с радостным я страхом д) И с радостным волнением я встретить рад5 а)О неужели б) и опять возобновились // В последний раз бывалые волненья в) В последний раз в душе моей. После: знакомые — было начато: стар<иные>, после: волненья — было: а) Я внов<ь> б) Я точно воскресаю6 Было начато: Мне тяжело7 Далее зачеркнуто: глазам не верю8 Проходят9 В старинном славном городе10 окошком11 Вслед за этим стихом первоначально следовали стихи 15 20 этого монолога. 12 золотое — вписано.

503
Придешь бывало... на дубовый стол
Уронишь тяжко шпагу, бросишь шляпу,
Перчатки снимешь медленно — а там
Кричишь «вина!», небрежно крутишь ус —
Да свысока́ посмотришь1 на соседей.
А впереди, вкруг мшистого столба2,
Зеленый плющ обвился3 — и на солнце
Листочек каждый блещет и дрожит4...
А ты сидишь, небрежно развалясь,
Да девушкам глядишь в глаза с улыбкой.

Антоний

О Марцеллина...

Карло

А война, Антонио?5
Люблю войну! В карманы деньги льются
Не знаешь сам <откуда и> за что6...
Одна беда — карманы наши плохи7.
<Не бережешь их глупых!>8 И везде
Какой прием... купец встречает нас
С почтением, и жадностью, и страхом9.
А девушки усядутся и робко
Из узких окон высунут головки,
Глядят на нас, краснеют и смеются.
И матери напрасно их зовут10,
Напрасно сзади дергают за платье...
Городовые судьи, старшины11,
Все важные и чопорные люди

1 глядишь ты2 а) А вкруг столба его зеленый плющ растет б) Вкруг черного в) Вкруг старого г) А впереди, на солнце, вкруг столба3 растет // Его листы на солнце4 смеется а) Но все ж не так б) И мимо нас проходят торопливо5 Помнишь, друг Антонно?6 Не знаешь сам откуда — да за что7 плохи — вписано. 8 Не бережешь вас глупых! Переработка не закончена. 9 а) Как в тексте, б) С подобострастной жадностью и страхом. Далее вписано и зачеркнуто: а) Почтительно согнувшись <2 нрзб.> б) Почтительно согнув худую спину10 а) В наряде лучшем б) А девушки нарядятся и смотрят // Из узких окон всё на нас и гнутся // И щеки всех краснеют и смеются [и вздыхают] // И матерей не слушают11 а) Судья городовой со всем своим хвостом б) Городовые судьи всем советом в) Городовые судьи, весь совет. Далее следовало вписанное: а) С писцами и б)С хвостом писцов присяжных и иных

504
С ужимками волочатся за нами1,
И трусят, и задабривают нас2.
И графы в платьях бархатных, дворяне3
Все нам друзья, любезные друзья4
Нас жалуют, ласкают и балуют5,
Хоронят нас и с нами же пируют.
И дорого нам6 платят... И за что?7
Люблю войну! Ура! Ура! Ура!8
(Пьет.)

Антоний 9 (не слушая его, задумчиво).

Да... да10. Как странно11, точно из тумана,
Прошедшее спокойно выплывает12
И медленно проходит предо мной13...
О сердце, — полно биться! Я б не мог14
Идти другой дорогой... так понятна15
Мне жизнь моя16... Мой бог, не ложный17 бог...
Я знаю — нет, меня ты не покинешь,
Не покидал меня ты никогда...
Но — милый образ женщины любимой!
Вы, годы счастья детского, слепого,
Томительных борений18 и восторгов...
Ты, странная19, тревожная любовь —
Смотрите — всем я душу открываю20,
Антонио, отшельник, вас зовет21...

1 Встречают нас с почтительным усердьем2 Боятся нас, задабривают нас. Этот стих и предыдущий вписаны. 3 Вместо: дворяне — начато и зачеркнуто: все4 Стих вписан. 5 Было начато: а) Смђ<ются?> б) Нас жалуют и ласково6 Было начато: И дорого за нас7 Вместо: И за что? было: а) Чёрт возьми б)Нет, чёрт возьми. Далее следовало: а) что б) За нашу жизнь... в) Подумай, брат Антонио // Какой ценой г) Наверное за то, что д) я гляжу8 Стих вписан. 9 Далее зачеркнуто: (тихо). 10 Было начато: О зачем // Зачем мне всё11 Далее зачеркнуто: И предо .мной как будто из тумана12 а) Всё медленно глазам моим навстречу выплывает б) Всё медленно глазам навстречу выступает13 Стих вписан. 14 Если б мог // Я снова15 Так глубоко16 Далее зачеркнуто: Нет! Нет!17 мой18 Было начато: Бор(еннй) 19 Было начато: Любовь20 Было: а) начато: Вс<ех> б) Смотрите — всех я в душу принимаю. Далее следовало: Плывите ж вы ко мне, плывите тихо // Послушайтесь <4 нрзб.> И далее: а) Как б) Мне кажется в) Как на заре [несутся] <нрзб.>спокойно звуки // И медленно ложатся в слух людей...21 Стих вписан.

505

Карло Спада

Я знал1, и ты о прежнем пожалеешь,
Недаром я тебя расшевелил2.
А Марцеллина... что, старик, признайся,
Ее забыть не мог ты никогда.

Антоний

Ты думаешь? Я отвечать3 не стану4,
Меня понять, я вижу, ты не можешь5,
Мы разошлись6 и <слишком> далеко7.

Карло

И точно... точно: мне ль тебя8 понять.

Антоний

Жалеешь ты о прежнем, бедный Карло9...
И я б жалел, быть может, если б с жизнью,
С той жизнью буйной, вольной и веселой
Я б не умел расстаться безвозвратно10,
Расстаться, как с любовницей моей...
Меня томили грозные порывы11,
Не признавал я вашего блаженства —
Я полноты и Знания хотел12,
Хотел любви, любви неистощимой,
Могучей, и спокойной, и святой.
Я убежал... Но был тогда я молод,
И страсти все, все прежние тревоги13
В пустыне не покинули меня.
Я богу сердце пылкое, живое,
Не унывая, покорял14... О Карло,
Лишь оттого с таким восторгом тайным
Я предаюсь15 моим воспоминаньям,
Что нет во мне ни горечи, ни злобы,

1 Далее было начато: тво<...>2 Стих вписан. 3 говорить4 Стих вписан. Первоначально: тебе ль, скажи, понять мое волненье?5 Стих вписан. 6 разошлися7 Стих вписан. 8 его9 а) Бывалые безумные волненья б) Бывалые свободные волненья в) Жалеешь ты о прежнем г) Жалеешь ты, я вижу, о был<ом>10 своевольно11 желанья12 желал13 И я принес в свое уединенье // Все страсти, все тревоги прежних дней... Далее следовало: Не без борьбы, но и с отрадой тайной14 Далее зачеркнуто: Ты шел // Другим путем; быть может, оба правы // Но к богу всякий путь ведет... Далее вписано: Куда пришел — не знаю...15 отдаюсь

506
Что я старик, и детства не стыжусь1.
И предаюсь — как прежде никогда
И ничему не мог я предаваться.

Карло Спада

Я вижу — брат Антон не даром слыл
С2 ребячьих лет ученым и разумным...
Умеет он собою любоваться3,
Без умысла — обманывать себя4...
Подумаешь! отшельник круглый год
Живет5 один, всё думает о боге —
К нему6 стремится жадно и себя
И7 позабыть и умертвить желает...
Как бы не так! Себя не умертвишь...
Нет8, человек живуч9 — и раб обмана...
О гордость! жизнь людская... презирать10
Людскую жизнь — он смеет... жизнь толпы...
Не правда ли, смиренный брат,11толпы.
И сам себе он гадок12... и противен13
И падает14 в тоске уничижения
Перед собой — под именем другим15...
И вот16 бежит в мир лучший17 — в мир прекрасный18,
Как будто есть куда бежать, — и верит —
И весь горит божественной любовью,
Томится весь надеждой откровенья,
Восторгом «чистым, полным и святым».
Антоний выходит из пещеры... Карло сидит неподвижно и шепчет...

1 Что не стыжусь я юности моей. Далее следовало: Я всей душой все радости былые // Все горести так жадно принимаю...2 От3 а) Владеет б) Искусен он в науке в) Умеет он как <2 нрзб.> 4 После этого следовало: а) Своим восторгом любоваться б) И собственным восторгом любоваться5 Сидит6 Себя7 Он8 О9 Далее зачеркнуто: — и часто10 И гордость! — жизнь земная // Ему противна — сам себе он гадок11 Далее было: Антонио12 Далее зачеркнуто: Фуй! воняет...13 Стихи: О гордость ~ противен — вписаны. 14 Было: И часто падал он в слезах. Далее следовало: а) Смешным и странным б) начато: И что же в) и вдруг смешным и странным станет.15 а) Я знал б) Я долго жил с одним. И далее: а) Ты б) Но ты в) Неправда ли, ты сам себе был гадок16 он17 а) Себе он станет <1 нрзб.> гадок и бежит б) Бежи<т> в) Как будто есть г) Бежит // Ему людская д) Мирская жизнь // Ему противна18 Ты уб<егаешь?> в мир другой

507

Хор волн

Старик... старик, мы много раз1
Тебя ви<дали> <...>
И ты любил смотреть на нас,
Но никогда не помнишь ты...
И из твоих горячих глаз
Бывало слезы упадали.
Но мы с тобой сдружились2,
Тебя мы любим, ты велик,
Как мы — свободен.
И мы бежим толпою шумной,
Стремимся жадной чередой
К твоим ногам, старик безумный,
Старик великий и святой!
<. . . . . . . . . . . . .>
И много, много бурь, старик,
Как мы, ты вынести сумеешь.

Карло

Послушай, друг Антонио, видишь3 — я
Бог знает где скитался; — много видел
И много слышал... тайну я узнал4...
Тебе ее, как другу, я открою...
Ее, старик, мне5 передал6 монах,
Такой же, как и ты... старик ученый7...
Кого хочу8 — могу я вызвать...

Антоний

Вызвать?

Карло

Из гроба.

Антоний

Ты? ты шутишь?

Карло

Я? шутить!

1 а) Мы падаем б) Бежим мы, обрушаемся в) Взбегаем сердито2 После этого следуют слова, начинающие два стиха: Тебя и И3 знаешь4 знал я5 один6 открыл7 Меня за что он полюбил, не знаю.. // Но8 Далее зачеркнуто: Хотя из

508

Антоний (медленно) 1

Так ты колдун?

Карло

Я? Нет!2 Какой колдун...
Не должен был я кровью расписаться,
Души своей на тайну не менял...

Антоний

Так покажи ж мне Марцеллину...

Карло

Тотчас.
Увидишь, я не лгу... Но отвернись...

Антоний. Готов ты, что ли?

Карло. Я готов... слушай3... теперь позволь мне4 положить руку на твои глаза...

Антоний. Клади5.

Карло. Теперь — смотри...

(В нескольких шагах от Антонио стоит Аннунциата.)

Антоний. Марцеллина!

(Бросается к ней и вдруг останавливается.)

Марцеллина... ты

Аннунциата. Старик...

Антоний (вздрагивает...)

Аннунциата. Старик, чего ты боишься...

Антоний. Это ее голос...

Аннунциата6. Мой голос, Антонио... Послушай, полно думать и ломать голову... Ты видишь, я стою перед тобой... вот7, я беру твою руку... но


1 тихо 2 Нет — вписано. Далее следовало: а) Нет, нет... поверь, не нужно было мне // Отдать мою б) Не приходилось // Наставнику за откровенье в) Не приходилось3 но слушай4 Далее зачеркнуто: а)руку б) сперва руку5 Изволь6 Марцеллина7 ты

509

поцеловать тебя я не смею — я боюсь твоей белой большой бороды...1

Антоний. Садись2, я... я дрожу, как дитя — но это пройдет — садись, дай мне молча посмотреть на тебя...

Аннунциата. Смотри... Не правда ль, я все та же — помнишь ли ты, как ты встретил меня в первый раз... Я шла в церковь... ты заговорил со мной — ах, я тотчас тебе3 отвечала... Вся моя скромность, моя девическая гордость исчезла4 при первом твоем слове... я5 не могла не полюбить тебя6... А еще поутру7 я так чопорно одевалась8, так9 смешно и невинно собиралась в церковь10... А потом, помнишь ли11, наше второе свидание вечером, у забора12 нашего сада под широкими липами13... Как скоро ты выпросил у меня мой первый поцелуй... Как лукаво шушукали листья, как весело зажигалися звезды... И вот14 по дороге, облитой румяным блеском зари, проехал мимо нас15 верховый — на белой лошади — насилу мы дождались пока он заехал за крайний куст орешника, и вдруг оба бросились в объятья друг другу... помнишь? помнишь?

Антоний. Помню... помню...

Аннунциата. Я16 не таила17 своей любви; я днем18 по улицам ходила с тобой, рука об руку — и улыбалась в ответ на презрительные взгляды19... Антонио, первый молодец в Болонии — мой любовник — и мне стыдиться? Как бы не так! О я знаю, знаю — всем другим девушкам было бог знает как завидно, когда ты мне на площади20, в полдень21, помогал черпать воду22... Бывало23, я поставлю кувшин на голову и пойду потихоньку — а ты идешь за мной в твоих больших сапогах, с твоей огромной шпагой — да еще шляпу


1 Вместо: я боюсь ~ бороды... было: мне страшна твоя белая большая борода...2 Далее начато: не обращай внимания3 в тебя4 Далее зачеркнуто: тотчас5 Ах,6 Вся фраза вписана. 7за полчаса8 одевалась — вписано. 9 Далее зачеркнуто: бесконечно10 Далее зачеркнуто: Как скоро ты выпросил у меня11 ли — вписано. 12 а) у нашего забора б) у низкого забора13 широким каштаном14 Помнишь ли?15 тогда16 Друг...17 не хотела таить18 в полдень19 Далее зачеркнуто: а) Как я была счастлива б) Ты20 на площади — вписано. 21 в полдень — вписано. 22 Далее зачеркнуто: на площади23 Бывало — вписано.

510

надвинешь на брови... Такой молодец, такой страшный... А все молодые щеголи1, все красивые господчики на тоненьких ножках издали сворачивают в сторону... Ах, Антонио, мой Антонио, как я люблю тебя!..

Антоний. Вообрази себе, Марцеллина, какой я видел странный сон... или нет... нет — я помню морской2 берег, помню долгие, долгие годы...

Аннунциата 3. Ты, видел во сне, что ты старик? что ты отшельник? что жил 20 лет в одной пещере и не знался с людьми? Какой глупый сон! Нет, Антонио, нет — ты молод, молод — положи руку на свое сердце, не правда ли4, как оно бьется? Посмотри мне в лицо! Разве я стара? А я всего тебя годом моложе... Антонио, ты молод...

Антоний. Я молод, Марцеллина5... Что за вздорные мечтания!6 Послушай, дай мне шляпу... куда мы пойдем? На площадь, что ли, — погреться на солнце да показаться людям7 — или в сад, побегать по росистой траве?8 Или9 в поле — туда, за Болонью, за реку10, — вон11 к тому длинному ряду голубоватых тополей...

Аннунциата. Останемся, Антонио... Куда нам идти? Здесь так хорошо, так тихо, так спокойно... послушай, как ветер воет12. Посмотри на небо13, на звезды — мимо их, беспрестанно их закрывая, проносятся серые тучи14. Останемся, Антонио, я спою тебе песенку:

По всей земле тревожное волненье...
И моря плеск похож на стон тоски.
Пойми, мой друг, пойми15мое стремленье,
Прими меня в объятия твои16.

1 А все молодые щеголи с тоненькими ножками2 морской — вписано. 3 Марц<еллина>4 послушай5 Далее зачеркнуто: Эх да <...>6 что ~ мечтания — вписано. 7 поболтать с соседями8 побегать ~ Или — вписано. 9 Далее зачеркнуто: лучше пойдем10 за реку — вписано. 11 вон за12 Вместо: Здесь ~ воет — было: может быть, зайдет к нам... наш друг Лоренцо. А если он и не зайдет — [может быть] я чувствую, сегодня же для нас настанут часы [тех] знакомых страстных, самобывчивых сближений [порывистых]13 на небо — вписано.14 Далее зачеркнуто: Послушай-ка мою песенку:15 Пойми ж меня, пойми ж16 свои

511

*

На грудь твою я припаду, мой милый,
Прижмусь лицом к широкому плечу1.
Спаси меня, покрой твоею силой2,
Ты обещал мне жизнь... Я жить хочу3.

*

И мне легко!.. С меня4 ты снял оковы.
Хочу молчать и чувствовать в груди5
Восторг глубокий, страстный, вечно новый6,
Блаженное присутствие любви7.

*

Я не хочу ни ласки, ни лобзанья8,
Мой друг, мой царь, пойми меня, пойми9...
В моей душе погасли все желанья10...
Прими меня в объятия твои.

Антоний. Но, Марцеллина, скажи мне, отчего вчера... или нет — когда мы с тобой в последний раз11 ходили за город? Ну, всё равно... отчего я шел так скоро всё вдаль, вдаль — и почти забывал тебя? Ты не могла поспевать за мною и изредка жаловалась — я останавливался и опять бежал вперед... Чего я искал? Куда стремился?12 Не была ли ты со мной?

Аннунциата.


1 а) И стану я глядеть в твои глаза... б) [Я] А ты меня баюкай и лелей в) И от тебя я глаз не отведу2 а) На б) Здесь я в) Прижми меня г) Ах, я люблю д) Сбылося всё, что сердце так сулило е) Одень, спаси меня, покрой твоею силой ж) Покрой меня, покрой твоею силой з) Возьми меня, покрой твоею силой3 а) Здесь б) Ты дал мне жизнь, о друг, и я живу4 С меня — вписано 5 а) Что я хочу б) Чего хочу я в) <И> я б хотела вечно // Лежать6 бесконечный7 чуд<ес>8 а) Так пусть б) Я слышу в) Я слышу плеск, и стон, и ропот моря // Гроза г) Как в тексте. д) Я не хочу порывистых лобзаний9 а) Не нарушай б) О, тишины моей не нарушай... в) Хочу любви, одной любви твоей10 В моей душе нет страсти, нет желаний // Люби меня. Далее следовало: а) Ах, ты велик, и силен, и спокоен б) Так пускай в) Шуми, тоскуй, о море... море г) Шуми, тоскуй, о море... [Ах] О! бывало // Твоя тоска была моей тоской.. // Но д) Забыла всё я11 в последний раз — вписано. 12 Далее зачеркнуто: Как я

512

И.С. Тургенев. Искушение святого Антония // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1978. Т. 2. С. 483—512.
© Электронная публикация — РВБ, 2010—2024. Версия 2.0 от 22 мая 2017 г.