И. С. Тургенев

Ася

1857

Оглавление

I 149
II 151
III 156
IV 157
V 162
VI 163
VII 165
VIII 167
IX 173
X 177
XI 178
XII 179
XIII 179
XIV 179
XV 179
XVI 179
XVII 179
XVIII 179
XIX 179
XX 179
XXI 179
XXII 179
XXIII 179

О произведении

В «Асе» реализован классический тургеневский сюжет: герой совершает ошибку и оказывается недостойным любви доверившейся ему женщины. Главный герой Н. Н. знакомится за границей с братом и сестрой Гагиными, которых связывают странная семейная история и не вполне обычные отношения; несмотря на то что Ася ведёт себя очень непоследовательно, именно Н. Н. оказывается виноват в разлуке с ней. Ещё один постоянный мотив тургеневской прозы, работающий здесь, — «русский человек за границей»: поведение соотечественников всегда выделяется на общем фоне.

Тургенев. Лирический реализм // Полка

Отзывы критиков

...повесть... прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она — чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. Даже Чернышевский в искреннем восторге от этой повести.

— Н. А. Некрасов И. С. Тургеневу, письмо от 25 декабря 1857 г.

«Ася» Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал.

— Л. Н. Толстой — Н. А. Некрасову, письмо от 21 января 1858 г.

Кто ищет в повести поэтически-цельного впечатления, действительно должен осудить автора, который, заманив его возвышенно сладкими ожиданиями, вдруг показал ему какую-то пошло-нелепую суетность мелочно-робкого эгоизма в человеке, начавшем вроде Макса Пикколомини и кончившем вроде какого-нибудь Захара Сидорыча, играющего в копеечный преферанс.

— Н. Г. Чернышевский. Русский человек на rendez-vous (1858)

Цитаты

Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выражению их лица. Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости... Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал... «Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною», — казалось, говорил этот уторопленный взгляд... Проходило мгновенье — и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем.


Я прыгнул в лодку и простился с новыми моими друзьями. Гагин обещал навестить меня на следующий день; я пожал его руку и протянул свою Асе; но она только посмотрела на меня и покачала головой. Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал весла в темную воду.

— Вы в лунный столб въехали, вы его разбили, — закричала мне Ася.

Я опустил глаза; вокруг лодки, чернея, колыхались волны.


Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле... И я сам — что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека.


И.С. Тургенев. Ася // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1980. Т. 5. С. 149—196.
© Электронная публикация — РВБ, 2010—2024. Версия 2.0 от 22 мая 2017 г.