При отбореиллюстраций составители отдавали предпочтение тем, которые так или иначе несутпа себе печать вкусов Карамзина или непосредственно связаны с его впечатлениямиво время заграничной поездки. Прежде всего следует выделить группу иллюстраций, лично одобренных Карамзиным. Это относится к фронтисписам немецких изданий«Писем русского путешественника» (изд. 1-е — Лейпциг, 1800; 2-е — 1802).Рисунки для этих иллюстраций выполнил Фридрих (в России — Федор Федорович)Кюнель (1766–1832), который в 1800-х гг. служил учителем рисования в Московскомуниверситете и рисовал портреты для издаваемого Карамзиным при посредстве П.Бекетова «Пантеона российских авторов». Он же рисовал портрет Карамзина длянемецкого издания «Писем». Все эти иллюстрации можно считать как быавторизованными Карамзиным.
Гравер ИоганнГенрих Липc (1758–1817) — художник из ближайшего окружения И.К. Лафатера, иочень возможно, что Карамзин с ним познакомился в Цюрихе, где Липc жил постоянно, хотя в 1789г. подолгу бывал в Веймаре, куда был приглашен профессором рисования. Покрайней мере Карамзин, конечно, видел в доме Лафатера писанный Липсом масляныйпортрет хозяина, гравированный вариант которого воспроизводится нами внастоящем издании. Выбор Липса в качестве гравировальщика, безусловно, согласован с Карамзиным, если не целиком ему принадлежит.
Вторую большуюгруппу составляют иллюстрации к парижскому путешествию Карамзина. Здесь следуетотметить группу карикатур и гравюр той эпохи, очевидная близость которых ктекстам «Писем русского путешественника» позволяет утверждать, что онипривлекли внимание Карамзина в Париже. Они дополнены современными путешествиюКарамзина портретами и гравюрами.
Из иконографии Карамзина выбраны портреты, хронологически близкие ко времени путешествия и создания «Писем русскогопутешественника». Подбор иллюстраций осуществлен Ю.М. Лотманом.
1. Н.М. Карамзин.Художник Ф. Кюнель, гравер И.-Г. Липс. Портрет выполнен для издания «Briefeeine reisenden Russen» (Leipzig, 1799–1800). (Фронтиспис).
3. Молодой Карамзин.Миниатюра на кости неизвестного автора. Литературный музей (Москва). (С. 32).
4.Иммануил Кант. Худ. К. Штоббе, гравировали И.-М. Прейслер и К. Гейер. Гравюраконца 1780-х гг. воспроизводит облик Канта времени посещения его Карамзиным.(С. 33).
5. И.В.Гете. Мраморный бюст работы А. Триппеля. Рим, 1787–1788. Этот бюст, трактующийГете не как «бурного гения», а как «великого эллина», отражал новую культурнуюориентацию немецкого поэта, писавшего по поводу этого
716изображения: «Я не против, чтоб вмире осталось представление, что именно таков был мой облик». Примечательно, что эта новая самооценка Гете была чутко уловлена Карамзиным, отметившим в«Письмах» «важное греческое лицо» Гете. (С. 78).
7. Du bist sehr glücklich, mein Freund! (Ты очень счастлив, мой друг! — нем.). Фронтиспис к книге «Briefe eines reisenden Russen» (Bd 3.Leipzig, 1800). Поскольку иллюстрации авторизованы Карамзиным, можно думать, что фигура путешественника близко воспроизводит костюм автора во времязаграничной поездки. (С. 141).
8. Ж.-Ж.Руссо. Художник Ж.-Г, Тараваль. (С. 151).
9.Зарисовки А.-Л. Жироде-Триозона уличных эпизодов в Париже в июне 1789 г.:голова Фулона на пике (вид сзади и в профиль, рот заткнут сеном); головамаркиза де Лоней, коменданта Бастилии, на вилах; голова и сердце комендантадворца Бертрана де Совиньи на пиках. Кабинет эстампов Жироде (Париж). (С. 155).
10. «Тутмолодой растрепанный франт встречается с пожилым, нежно-напудренным петиметром, смотрит на него с усмешкою, и подает руку оперной певице» (Париж, Апреля....1790, с. 220). Гравюра Шатинье. Подписи: «Какая древность!», «Какая безумнаяновизна!» (С. 221). № 10–17 относятся к эпохе путешествия Карамзина.
11.Щеголь и модница времен Французской революции. С акварели Дебюкура, коллекциямузея Карнавале (Париж). (С. 223).
12.Пробуждение третьего сословия. Сатирический эстамп. (С. 227).
13.Разрушение замка Бастилии парижским народом летом 1789 г. (С 228).
14.Максимилиан Робеспьер. С медали. (С. 229).
15. «...Приходи кПале-Рояль диким Американцем, и через полчаса будешь одет наилучшим образом, можешь иметь богато украшенный дом... и естьли угодно, цветущую Лаису, котораявсякую минуту будет умирать от любви к тебе» (Париж, Маия..., с. 250). Костюмы имоды времен революции. Гравюра Дарсиса по рисунку К. Берне. (С. 249).
16.Мирабо. С портрета Моро гравировал Одуан. (С. 318).
17.Возвращение аббата Мори к отцу. Подпись под окном: «Браво, браво! Этот...............давно уже сделался негодяем!». (С. 320).
18.Карамзин в 1800-е гг. Акварель художника Молинари. Литературный музей (Москва).(С. 336).
19. С.Р.Воронцов. Портрет маслом, исполненный Ричардом Эвансом, гравирован А. Вегером;приложен к «Архиву кн. Воронцова» (Т. 9. М., 1876). (С. 337).