Княжнин Яков Борисович [3(14).10.1740, Псков — 14(25).1.1791, Петербург], поэт и один из крупнейших драматургов второй половины XVIII века, автор патриотических, тираноборческих трагедий, сатирических комедий и комических опер, пользовавшихся большим успехом у современников. Сын высокопоставленного чиновника. Учился в Академической гимназии, где в совершенстве овладел французским и немецким языками. Изучив также итальянский язык, Княжнин в 1757 г. определился переводчиком в Канцелярию от строений. В 1762—1772 гг. — на военной службе в должности секретаря при генерал-адьютантах. Обвиненный в растрате казенных денег, был судим (1773), лишен дворянского звания, уволен со службы. В 1778 г. был прощен, работал секретарем главного попечителя просветительских и воспитательных учреждений И. И. Бецкого. В 1783 г. выбран членом Российской Академии.
Литературная деятельность Княжнина началась в годы его учения. По свидетельству Н. И. Новикова, до 1771 г. Княжнин написал множество стихотворных произведений (достоверно атрибуировать их не удается). В 1763 г. была поставлена мелодрама Княжнина «Орфей и Эвридика» на музыку Торелли со знаменитыми актерами И. А. Дмитревским и Т. М. Троепольской в главных ролях (опубликована в 1781 г. под заглавием «Орфей»). После смерти Княжнина новую музыку к «Орфею» написал выдающийся русских композитор Е. И. Фомин.
Деятельность Княжнина-драматурга разнообразна. Он написал восемь трагедий («Дидона», 1767 или 1769; «Росслав», 1784; «Вадим Новгородский», 1789; и др.), четыре комедии («Хвастун», 1785; «Чудаки», 1790; и др.), пять комических опер («Несчастье от кареты», 1779; «Сбитенщик», 1783; и др.) и первую русскую музыкальную трагедию «Титово милосердие» (1777).
«Переимчивый», как назвал его А. С. Пушкин, Княжнин заимствовал драматические коллизии у западных драматургов, ориентируясь на Вольтера, Метастазио, Мольера, Детуша, Гольдони. Самой известной трагедий Княжнина была трагедия «Росслав», главную роль в которой также исполнял И. А. Дмитревский. Антимонархическая трагедия «Вадим Новгородский» не была допущена на сцену. Ее издание было сожжено по приказу Екатерины II и свыше ста двадцати лет находилась под запретом. Комедия «Хвастун» ставилась с большим успехом и не сходила со сцены до 1830-х гг. П. А. Вяземский называл «Хвастуна» лучшей русской комедией. Не меньшей популярностью пользовалась и комедия «Чудаки», поставленная, помимо прочего, и на сцене Лицея, когда в нем учился Пушкин, неоднократно цитировавший «Чудаков» (также, как и другие произведения Княжнина) в своих сочинениях. Наибольшей известностью из комических опер Княжнин пользовался «Сбитенщик» (музыка Ж. Бюлана). Впервые опера была представлена на Придворном театре в Петербурге (1784), затем часто ставилась как в Петербурге, так и в Москве и в различных провинциальных театрах.
В 1791 г. Княжнин внезапно умер. Существуют свидетельства современников с том, что это случилось после допроса в Секретной экспедиции С. И. Шешковского. Многие мемуаристы связывали допрос с преследованием трагедии «Вадим Новгородский». Это произведение, распространявшееся в рукописях, оказало глубокое влияние на формирование гражданской поэзии начала XIX века.
«Избранные произведения» Я. Б. Княжнина, подготовленные к печати Л. И. Кулаковой, публикуются по изданию Второй серии «Библиотеки поэта» (Л.: Сов. писатель, 1961). В приложении к электронной публикации помещен указатель словоформ, встречающихся в произведениях Княжнина, и два указателя стиховых форм: алфавитный и жанрово-хронологический.
«Комедии и комические оперы» Я. Б. Княжнина (СПб.: Гиперион, 2003) публикуются с любезного согласия редакторов, Александры Юрьевны Веселовой и Николая Александровича Гуськова. РВБ выражает глубокую благодарность издательству «Гиперион» и его директору Сергею Владимировичу Смолякову за предоставленный макет.