Ф. М. Достоевский

Село Степанчиково и его обитатели
Из записок неизвестного

1859

Оглавление

Часть первая
I. Вступление 5
II. Господин Бахчеев 23
III. Дядя 37
IV. За чаем 50
V. Ежевикин 60
VI. Про белого быка и про комаринского мужика 72
VII. Фома Фомич 78
VIII. Объяснение в любви 92
IX. Ваше превосходительство 97
X. Мизинчиков 110
XI. Крайнее недоумение 123
XII. Катастрофа 134
Часть вторая и последняя
I. Погоня 140
II. Новости 154
III. Илюша именинник 157
IV. Изгнание 165
V. Фома Фомич созидает всеобщее счастье 175
VI. Заключение 191

Полный текст

О произведении

Не очень удачливый на военной службе, в прошлом генеральский шут, Фома Фомич Опискин, селится в имении своего сослуживца, отставного полковника Ростанёва. Обиженный на все человечество за свои унижения в прошлом, он терроризирует окружающих. Пустослов и самовлюбленный невежда Фома издевается над людьми, искусно играя на их добродетелях и слабостях.

Критика

Слушай, Миша! Этот роман, конечно, имеет величайшие недостатки и, главное, может быть, растянутость; но в чем я уверен, как в аксиоме, это то, что он имеет в то же время и великие достоинства и что это лучшее мое произведение. Я писал его два года (с перерывом в середине «Дядюшкина сна»). Начало и средина обделаны, конец писан наскоро. Но тут положил я мою душу, мою плоть и кровь. Я не хочу сказать, что я высказался в нем весь; это будет вздор! Еще будет много что высказать. К тому же в романе мало сердечного (то есть страстного элемента, как например в «Дворянском гнезде»), — но в нем есть два огромных типических характера, создаваемых и записываемых пять лет, обделанных безукоризненно (по моему мнению), — характеров вполне русских и плохо до сих пор указанных русской литературой.

— Ф.М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 9 мая 1859

Прежде всего надо заметить, что жестокость и мучительство всегда занимали Достоевского, и именно со стороны их привлекательности, со стороны как бы заключающегося в мучительстве сладострастия. По этой части в его мелких повестях и рассказах рассыпано множество иногда чрезвычайно тонких замечаний. <...>

Владелец села Степанчикова, Егор Ильич Ростанев, отставной гусарский полковник, есть настоящая овца, смирная и благодушная до глупости. Всякий охочий человек может на нем ездить сколько душе угодно, оскорблять его, тиранить, и он же будет считать себя виноватым перед своим тираном и просить у него прощения. Таковы именно его отношения к матери, вдове генеральше, несноснейшей по глупости и наглости женщине, которая, живя на шее у сына и терзая его на всякие манеры, все находит, что он эгоист и недостаточно к ней внимателен. Но тиранство матери совершенно бледнеет перед тем, что терпит полковник Ростанев, да и все обитатели села Степанчикова от некоего Фомы Фомича Опискина. Это чрезвычайно любопытный экземпляр волчьей породы. Объявился он сначала в доме покойника мужа генеральши «в качестве чтеца и мученика», попросту приживальщика, много терпевшего от генеральского издевательства. Но на дамской половине генеральского дома он разыгрывал совершенно другую роль. Генеральша питала к нему какое-то мистическое уважение, которое он поддерживал душеспасительными беседами, снотолкованиями, прорицаниями, хождением к обедне и заутрене и проч. А когда генерал умер и генеральша перебралась к сыну, Фома Опискин стал решительно первым человеком в доме. Из прошлого Фомы с достоверностью известно только, что он потерпел неудачу на литературном поприще и потом множество обид от своего генерала. И он, значит, был овцой, по всей вероятности злобной, паршивой и вообще скверной, но во всяком случае униженной и оскорбленной овцой по своему общественному положению. А теперь вдруг получилась возможность разыграться его волчьим инстинктам. «Теперь представьте же себе, — говорит Достоевский, — что может сделаться из Фомы, во всю жизнь угнетенного и забитого и даже, может быть, и в самом деле битого, из Фомы втайне сластолюбивого и самолюбивого, из Фомы — огорченного литератора, из Фомы — шута из насущного хлеба, из Фомы — в душе деспота, несмотря на все предыдущее ничтожество и бессилие, из Фомы — хвастуна, а при удаче нахала, из этого Фомы, вдруг попавшего в честь и славу, возлелеянного и захваленного благодаря идиотке покровительнице и обольщенному, на все согласному покровителю, в дом которого он попал, наконец, после долгих странствований?»

Действительно, можно себе представить, какая обер-каналья должна была получиться при таких условиях! А впрочем, если читателю покажется, что подобную каналью представить себе очень уже легко, то он ошибется. Легко-то легко, но не ему, простому, хотя бы чрезвычайно проницательному читателю, не погружавшемуся надолго и по доброй воле во все извилины мрачных лабиринтов пакостной человеческой души. Легко — знатоку и любителю, каков Достоевский. Достоевский, однако, пожелал почему-то на этот раз предъявить своего зверя в несколько комическом освещении — каприз художника, который может всегда вернуться опять и опять к своему сюжету и перепробовать на нем всевозможные освещения. Тем более что комический колорит при этом только сдабривает впечатление, заставляя вас время от времени улыбнуться; но, спустив улыбку с губ, вы тотчас же понимаете, что перед вами во всяком случае злобный тиран и мучитель. <...>

Словами «ненужная жестокость» исчерпывается чуть не вся нравственная физиономия Фомы, и если прибавить сюда безмерное самолюбие при полном ничтожестве, так вот и весь Фома Опискин. Он никакой выгоды из своей жестокости не извлекает, он предается мучительству по непосредственному требованию своей волчьей натуры, что называется, так. Он — чистый художник, поэт злости и тиранства без малейшей утилитарной подкладки. И чем вычурнее, необыкновеннее осенивший его голову проект мучительства, тем для него приятнее.

— Н. К. Михайловский. Жестокий талант (1882)

Опискин — характер пародийный, материалом для пародии послужила личность Гоголя; речи Фомы пародируют гоголевскую «Переписку с друзьями». <...> Характер Гоголя пародирован тем, что взят Гоголь времен «Переписки» и вдвинут в характер неудачника-литератора, «приживальщика». <...> Наружность Фомы тоже как будто списана с Гоголя.

— Ю. Н. Тынянов. Достоевский и Гоголь. (К теории пародии). (1919)

Действие романа «Село Степанчиково и его обитатели» происходит в течение двух дней — накануне праздника Илии-пророка и в сам праздник. Проецируя излагаемое на библейскую историю Илии, обличавшего языческие нравы в царствование Ахава, Достоевский предлагает обратную сюжетную ситуацию: власть псевдопророка и правда человеческого поведения. <...> Поскольку имя Илии связывается и с эсхатологическими знаменованиями, то образ «грозы» во второй части произведения отсылает к возможному концу времени. «Село Степанчиково» впервые столь явно выражает апокалиптическое мироощущение писателя. Образ же Фомы Фомича Опискина предстает в числе первых у Достоевского образов беса, лжепророка. Заметны в нем и черты, которые позднее будут оценены в «метаромане» 1860—1870-х гг. как приметы антихриста. Символический подтекст высказывается в имени: Фома — «близнец», «двойной», «двоякий», что выделяет расщепленность, негативность миробытия «приживальщика» и «тирана».

— Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского (1998).

В облике, характеристиках и речах Опискина можно найти черты и Гоголя, и Белинского, и Петрашевского, и, наконец, самого Достоевского При этом довольно явное пародирование Гоголя, по-видимому, служит среди прочего также и прикрытию криптопародийности по отношению к Белинскому, Петрашевскому и петрашевцам. Однако этот узкий, криптографический аспект пародии, будучи лишь едва намечен, так что он выявляется только с помощью скрупулезного филологического анализа, вместе с явным гоголевским аспектом образует в повести широкую пародийность, которая, по нашему убеждению, и является в ней основной. <...> Эту пародийность, воспользовавшись выражением, которое часто употреблял сам Достоевский, можно определить следующим образом люди 1840-х гг, парадоксальным образом обнаруживавшие свою близость друг к другу в болезненном самолюбии, безграничном актерстве и крайнем деспотизме, грубо пользовавшемся прекраснодушной уступчивостью других независимо от принадлежности к тому или иному политическому лагерю и к той или иной разделяемой политической платформе или утопии.

— С. А. Кибальник. «Село Степанчиково и его обитатели» как криптопародия (2010)

В повести «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевский рассматривает проблему власти, осуществляемой с помощью слов, подменяющих жизнь. В понимании этой проблемы Достоевский следует за Шекспиром. Трагедия короля Лира заключается в том, что он, как и все люди, больше доверяет лживым словам о чувствах, чем живому чувству, не выраженному в слове.

— И.И. Евлампиев. Фома Опискин и король Лир (2012)


Ф.М. Достоевский. Село Степанчиково и его обитатели // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. Т. 3. С. 5—205.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2024. Версия 3.0 от 27 января 2017 г.