(Таршис Анна Александровна).
25.6. 1942 г. Ейск Краснодарского края 10.3. 2014 Киль, Германия.
Поэт, художник, теоретик искусства.
Закончила Свердловское музыкальное училище (по классу фортепиано, 1961), училась в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (19651967).
Участвовала в литературно-художественных группах «Уктусская школа» (журнал «Номер», Свердловск, 19651974 гг., 35 выпусков, некоторые см. здесь), «трансфуристы» (журнал «Транспонанс», Ейск, 19791986 гг., 36 выпусков, все кроме одного см. здесь).
Автор нескольких десятков поэтических книг, нескольких романов, пьес, ряда теоретических работ («Литература и вакуум», «Литература и математика» и др.). Занималась визуальной и фонетической поэзией, «вакуумным» искусством, мейл-артом.
Лауреат (вместе с С. Сигеем) премии Андрея Белого за 1998 г. (за особые заслуги в развитии русской литературы).
С 1998 жила в Германии.
Эпиграф к ПУСТОТЕ. Вакуумная поэзия. М.: Музей Сидура, 1997. Вып.37.
Глав-стих-лек-сырье. Мадрид: Ediciones del hebreo errante, 2003. 176 с. Избранные стихи 19581970 плюс позднейшие варианты.
в том же издательстве:
Песни принца. Мадрид, 2001.
Ю (Избранные линеарные полифонические координальные вакуумные стихи и архитекстуры). Мадрид, 2001.
Обструганное бревно поэзии. Мадрид, 2002.
Анна Ры Никонова-Таршис. Слушайте ушами (Пьесы, проза и плюгмы 19611979 гг. с заметками и режиссерскими экспликациями автора и послесловием Сергея Сигея). М.: Русский Гулливер / Центр современной литературы, 2011. 112 с.
Черновик, № 1 (весна 1989).
Черновик, № 3 (1990).
Анна Ры Никонова. Процесс над шотландцем // Черновик, № 4 (1990). Поэма 19661967. См. также здесь.
Черновик, № 5 (1991), с.24-30. Пыль (поэма).
Черновик, № 6 (1992).
Черновик, № 7 (1992).
НЛО, № 16 (1995), с.316-320. Визуальные тексты.
НЛО, № 23:
<Тексты> // с.281.
<Поэтические> комментарии к стихам Р.Элинина // с.284-289.
Ры Никонова-Таршис. Произведения // Urbi, № 8 (1996), с.109-112.
Теряю облик человеческий // «Симбиоз», № 9. Цикл 19661967 гг.
Архивы: Сергей Сигей и Ры Никонова // «Новая кожа», № 5 (2014), с.180-218.
Анна-Ры Никонова-Таршис. Студент Иисус: Упоительные комментарии. М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2001. 76 с. Книга прозы, написанная в 1969 г.
«Литературный перекресток», № 1 (2000), с.92-94. Три рассказа 19681970 гг.
«Крещатик», № 13 (2001). Сотни судей (диалоги в стиле Оскара Уайльда) (1969).
Слово лишнее как таковое // «АРС-Петербург. Бездна», № 1-6 (1992).
Костыльиздат // «Симбиоз», № 9. Рецензия на Понедельник (1992).
Вектор вакуума: Ры Никонова отвечает на вопросы Сергея Бирюкова // НЛО, № 3 (1993), с.242-257.
Уктусская школа // НЛО, № 16 (1995), с.221-238.
Массаж тишины // НЛО, № 23, с.279-280. О «вакуумной» поэзии.
Р. Никонова, С. Сигей. From Zaum-Archive with love: modern talking // «Да!», № 2-3, 1995, с.25-31. Статья о визуальной и конкретной поэзии + малая антология визуальной поэзии.
Ры Никонова-Таршис. Архитекстура // Поэтика русского авангарда, с.25-26.
Из переписки Ры Никоновой и Д.А. Пригова // НЛО, № 32 (4/1998), с.269-282. Письма 198283 гг. Впервые опубликованы в Транспонансе. Его письма здесь.
In memoriam // НЛО, № 130 (2014).
АГЛ-5Б. См. здесь.
Зевгма, с.63, 187, 273.
Точка зрения, с.79-83 (Слово лишнее как таковое), с.393-396 (произведения).
САМ, с.558-559.
Поэзия безмолвия, с.35-37. См. здесь.
Поэзия русского авангарда, с.244-246.
РОКУ УКОР, см. индекс.
Актуальная поэзия на Пушкинской-10: антология / сост.: Т. Буковская, В. Мишин, В. Земских. К.: Птах, 2009. С.211-215.
Русские стихи 19502000 годов. Т.2. С.127-130.
К истории неофициальной культуры и современного русского зарубежья: 19501990-e. Автобиографии (С.248-281). Авторское чтение (С.395-398, Диск 2; С.450-451, Диск 3).
Трансфуристы: Избранные тексты Ры Никоновой, Сергея Сигея, А. Ника, Б. Констриктора. М.: Гилея, 2016. Сост. П. Казарновского; послесл. Б. Констриктора.
Электронный музей лингво-акустической среды “GLUKHOMANIA.RU”.
Журнал теории и практики "Транспонанс".
Сайт Михаила Таршиса с письмами и фото Никоновой и Сигея.
International Union of Mail-Artists.
Джеральд Янечек. Тысяча форм Ры Никоновой // НЛО, № 35 (1/1999), с.283-319.
Сергей Сигей. Квинтэссенция сценизма (Заметки о театре Ры Никоновой).
Анна Голубкова. Ры Никонова. Слушайте ушами // OpenSpace.ru, 21/04/ 2011; Анна Голубкова. Взгляд сбоку и немного сверху: статьи, рецензии, комментарии. СПб.: Свое издательство; М.: Проект Абзац, 2016. С.36-43.
Транспоэтика: Авторы журнала “Транспонанс” в исследованиях и материалах. СПб.: Арт-центр “Пушкинская-10”, 2021.
М.Г. Павловец. Трансфуристы и их «Система» // М.Г. Павловец. Неоавангард в русскоязычной поэзии 2-й половины ХХ – начала ХХI века. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2023. С.205-265.
Текст | Сокращения |
Содержание | Об авторах |
Алфавитный указатель авторов | Хронологический указатель авторов |
В САМ стихи публиковались по авторской машинописи.
Слишком... САМ.
НАТЮРМОРТ (Лев лев и лев) САМ.
ПА РА /МЫ ШЕЙ
П \ У \ Р \ П \ У \ Р \ Н \ Ы \ Й \П У Р П У Р
Все идиоты в этом мире идиотов... САМ.
Когда туда веревка вьется... САМ.
М У Х Н Е Т
Из цикла "документальных" стихов "АМИНЬ": САМ.
Сижу в парке...
Спина мёрзнет
Стол...
Из цикла "Тавтология" САМ.
ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА
Чувство ритма и журавля... САМ.
1970 (раз два...) САМ.
А Р о М а т А Р М и и САМ.
Затихли тихли тихли тихли... САМ.
Ну / говори...
к о м /б а й н
в е д/ р о
ПЕЙЗАЖ (Чулок...)
Оматрёна... САМ.
Если в темноте теплеет лампы облик... САМ.
ЖАБРЫ ВЕРЛИБРА (Да / листва золотая округла...) САМ.
РУССКИМ КНЯЗЬЯМ В ПАРИЖЕ (Вам / оскверненным лганью...) САМ.