Глава I | 7 |
Глава II | 13 |
Глава III | 19 |
Глава IV | 26 |
Глава V | 32 |
Глава VI | 38 |
Глава VII | 44 |
Полный текст |
А. Вульф после встречи в Пушкиным 16 сентября 1827 года записал в своем дневнике : «Показал он мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал, сын абиссинского эмира, похищенный турками, а из Константинополя русским посланником присланный в подарок Петру I, который его сам воспитывал и очень любил. Главная завязка этого романа будет, — как Пушкин говорит, — неверность жены сего арапа, которая родила ему белого ребенка и за то была посажена в монастырь. Вот историческая основа этого сочинения» («Пушкин в воспоминаниях современников», М. 1950, стр. 324–325).
Излагая родословную Пушкиных и Ганнибалов, поэт замечает: «В семейственной жизни прадед мой Ганнибал так же был несчастлив, как и прадед мой Пушкин. Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре...» («Начало автобиографии»).
Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман, изображающий нравы величайшей эпохи русской истории. <...> Эти семь глав неконченного романа, из которых одна упредила все исторические романы гг. Загоскина и Лажечникова, неизмеримо выше и лучше всякого исторического русского романа, порознь взятого, и всех их, вместе взятых.
— В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая и последняя (1946)
Название романа было дано издателями его при напечатании беловой рукописи в VI томе «Современника», уже после смерти Пушкина.
Вещь своеобразно биографична, она изображает историю одного из предков Пушкина.
<...>
Роман не был дописан. Написанные главы не целиком появились при жизни Пушкина.
Роман задержался благодаря тому, что новые планы требовали переделки старых глав, уже напечатанных.
Новая тема, которая появилась у Пушкина, – это тема о восстании и о человеке, ищущем свое место в изменившихся исторических условиях.
«Арап Петра Великого» в своих планах перерос первоначальную наметку, а интерес к истории рода изменялся.
— В. Б. Шкловский. Заметки о прозе Пушкина (1937)
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976 г.). Режиссер Александр Митта, в роли Ибрагима Ганибала — Владимир Высоцкий.