Толстой Лев Николаевич [28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, — 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне], русский писатель, публицист, философ, моралист, вероучитель и педагог.
Получил домашнее образование. В 1844—1847 гг. учился в Казанском университете, но не окончил курса: в это время он вел светский образ жизни и меньше всего думал о науках. Его товарищи вспоминают о нем как о типичном представителе «золотой молодежи». Осенью 1848 Толстой уехал в Москву, где жил, по собственному признанию, «очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». В 1849 г. переехал в Петербург. К 1850—1851 гг. относятся первые литературные опыты Толстого, в числе которых есть незаконченная повесть «История вчерашнего дня», являющаяся своего рода итогом дневниковых записей. Дневники, который Толстой вел с 1847 г. до конца жизни, сыграли большую роль в формировании его взглядов и послужили основой для развития его художественного метода, став для начинающего писателя школой скрупулезного психологического и этического самоанализа.
В 1851 г. Толстой отправился на Кавказ в станицу Старогладковскую Терской области — к месту военной службы старшего брата Николая — и провел там в уединении два года, которые считал необыкновенно значительными для своего духовного развития. Написанная здесь повесть «Детство» — первое печатное произведение Толстого (опубликовано под инициалами Л. Н. в журнале «Современник», 1852, № 9) — вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852—1854) и «Юность» (1855—1857) входила в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого («Молодость») так и не была написана. В первых повестях Толстого реалистические принципы натуральной школы 1840-х годов — предметность, точность и детальность описаний, характерные для «физиологического очерка», — перенесены в область исследования психологии, внутреннего мира ребенка, подростка, затем юноши. Психология ребенка для Толстого — первый повод к исследованию «естественного человека», чуждого сословным привилегиям.
В 1851—1853 гг. Толстой участвовал в военных действиях на Кавказе (сначала в качестве волонтёра, затем фейрверкера — артиллерийского унтер-офицера), а в 1854 г. был направлен в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе перевели в Севастополь (уже в чине подпоручика). С октября 1854 г. он принял участие в обороне Севастополя, где летом 1855 г. находился в самом опасном месте города — на 4-м бастионе. Армейский быт и эпизоды войны дали Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853—1855), а также для очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликованы в «Современнике» в 1853—1856 гг.). Эти очерки, известные под названием «Севастопольских рассказов» (сам автор им общего заглавия не дал), смело объединили документ, репортаж и сюжетное повествование; они произвели огромное впечатление на русское общество. Война предстала в них безобразной кровавой бойней, противной человеческой природе.
На первое отдельное издание «Детства», «Отрочества» и «Военных рассказов» (1856) отозвался Н. Г. Чернышевский в статье, ставшей классическим образцом для понимания главной особенности творческой методологии Толстого при изображении того, «как одни чувства и мысли развиваются из других». Всего более занимает автора «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».
В 1855 г. Толстой приехал в Петербург, сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Чернышевским, А. В. Дружининым, П. В. Анненковым, В. П. Боткиным. В редакции уже намечался будущий раскол между радикально-демократическим и либеральным кругами. 1856—1859 гг. ознаменованы попытками Толстого освоиться в незнакомой литературной среде, утвердить свою творческую позицию. В литературных поисках Толстого эти годы — пора творческих экспериментов. В рассказе «Утро помещика» (1856, фрагмент неосуществленного «Романа русского помещика») Чернышевский впервые отметил у автора «мужицкий» взгляд на вещи.
В 1857 г. Толстой впервые поехал за границу, был в Париже, путешествовал по Швейцарии и Северной Италии. Чувство «социальной свободы» поразило его во Франции и Швейцарии по контрасту с крепостнической Россией. Вместе с тем в рассказе «Люцерн» (1857) впервые проявился общественный темперамент Толстого, яростно атакующего буржуазное лицемерие, бессердечие и социальную несправедливость. Повесть «Альберт» (1857—1858), написанная под влиянием эстетизма дружининского кружка, выражала идею избранности художника. Роман «Семейное счастье» (1858—1859) призван был показать крушение идеала уединенного «счастливого мирка» (разойдясь с либерально-демократическим «Современником», Толстой отдал роман в консервативный «Русский вестник»). В повести «Казаки» (1853—1863) намечается тяготение к народной теме, выход к монументальному эпосу.
На рубеже 1860-х годов Толстой, разочаровавшись в светской и литературной жизни, поселился в своем имении — Ясной Поляне. Там он основал школу для крестьянских детей, которой много занимался в 1859—1862 гг., издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), в котором проповедовал свободную систему образования и воспитания, лишенную программной строгости и казенной дисциплины. В 1862 г. женился на Софье Андреевне Берс (1844—1919) и начинал жить уединенно в своем имении как глава патриархальной семьи. В годы крестьянской реформы исполнял обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешая тяжбы помещиков с крестьянами.
Аристократ по воспитанию и семейной традиции, Толстой искал выход из духовного кризиса конца 1850-х в сближении с народом. Логика идейных и творческих исканий писателя начала 1860-х годов — стремление к изображению народных характеров (рассказ «Поликушка», 1861—1863), обращение к истории для понимания современности (начало романа «Декабристы», 1860—1861, опубликован в 1884 г.) — вела его к замыслу романа-эпопеи «Война и мир».
Работа над «Войной и миром» заняла шесть лет — 1863—1869 гг. Напечатав первые две части романа в «Русском вестнике» в 1865—1866 гг. под заглавием «1805 год», Толстой печатал дальнейшие части отдельным изданием. В 1869 г. вышел последний том эпопеи. В дневнике 1863 года Толстой записал: «Эпический род мне становится один естественен», а в дневнике 1865 года прямо сравнил свой роман с «Илиадой» и «Одиссеей» как произведениями, в которых эпическая «поэзия» заключается «в картине нравов, построенных на историческом событии».
Роман «Война и мир» стал уникальным явлением в русской и мировой литературе. Сочетая глубину и детальность психологического романа с размахом и многофигурностью народного эпоса, он объединил множество сюжетных линий, разворачивающихся на фоне важнейших событий начала XIX века — антинаполеоновских войн, кульминацией которых, с точки зрения русской истории, стала Отечественная война 1812 года. В романе наравне с вымышленными героями действуют исторические персонажи (Наполеон, Александр I, Кутузов и др.), а художественные главы перемежаются историко-философскими, которые содержат рассуждения автора о свободе и необходимости, о движущих силах исторического процесса.
«Война и мир» синтезирует черты нескольких романных субжанров: это не только исторический и семейный роман, но и «роман воспитания», в центр которого, поставлен, однако не один герой, а множество. Роман отличается исключительным разнообразием и динамичностью изображаемых характеров: по ходу повествования главные герои претерпевают настолько значительную психологическую и духовную эволюцию, что можно говорить о рождении «нового человека» как бы на глазах у читателя (такова, прежде всего, эволюция Пьера Безухова). По Толстому, человек обновляется, отказываясь от эгоизма и сословной ограниченности, сливаясь со стихийным течением самой жизни. Ее идеализированным олицетворением становится фигура доброго и покладистого «человека из народа» — Платона Каратаева.
Окончание работы над «Войной и миром» было началом новой и очень трудной полосы жизни. Критика отнеслась к роману сурово, осуждая в особенности философско-исторические главы. Автор был очень задет этими отзывами.
В первой половине 1870-х годов Толстой вернулся к педагогике, некоторое время снова преподавал в яснополянской школе. В 1872 г. вышла в четырех книгах «Азбука», не имевшая успеха. В ноябре 1874 г. Толстой взялся за ее переработку для нового издания. Он заново написал собственно «Азбуку», назвав ее в печати «Новая азбука» (1875), а оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, входившие в отделы для чтения, решил выделить в отдельные «Русские книги для чтения». Книги вызвали широкое одобрение у деятелей народного просвещения. При жизни Толстого «Новая азбука» переиздавалась 28 раз. «Русские книги для чтения» также многократно переиздавались (при жизни Толстого первая и вторая книги выдержали по 28 изданий, третья — 25 изданий и четвертая — 24 издания).
В 1873—1877 гг. Толстой пишет свой второй великий роман — «Анна Каренина» (печатался в «Русском вестнике» в 1875—1877 гг.). Подобно написанным в ту же пору романам И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, «Анна Каренина» — остропроблемное произведение, безбоязненно поднимающее проблемы морали и жизненного выбора, брака и адюльтера, частной жизни и общественной самоорганизации, и даже вопросы экономики и сельского хозяйства. Композиционно роман строится как переплетение двух контрастных сюжетных линий — линии Анны и Вронского, с одной стороны, и линии Левина и Кити, с другой. Толстой имел основание гордиться «архитектурой» своего романа: каждая сюжетная линия, обладая своим независимым интересом, в то же время связана с остальными. Как объяснял сам писатель, «связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи» (письмо С. А. Рачинскому от 27.01.1878).
Роман отличается инновативной техникой повествования и психологической характеризации — от внутренних монологов и споров двух голосов в душе героя до «потока сознания» (в сценах, прешедствующих сценам гибели Анны). Вместе с тем идеологически «Анна Каренина» была романом-исканием, работая над которым, писатель сам уяснял себе взгляд на современность и свою собственную жизнь. Перипетии романного сюжета непосредственно подводили Толстой к новому психологическому и религиозному кризису и идейному «перелому» конца 1870-х годов.
Новое миросозерцание писателя выразилось в «Исповеди» (1879—1880, опубликована в 1884 г.) и трактате «В чем моя вера?» (1882—1884). Толстой приходит к выводу, что высшие слои общества, государство и официальная церковь строят свое существование на ложных основах, чуждых народным и общечеловеческим началам. Эти мысли и настроения особенно усилились после переезда в 1881 г. Толстых в Москву (для обучения детей), где писатель вновь столкнулся с ужасом городской нищеты. Стремясь объединить людей идеями любви и всепрощения, Толстой выступил с проповедью «непротивления злу насилием», считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неприятие существующего жизненного уклада. Религиозно-философские труды «Исследование догматического богословия» (1879—1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—1881) имеют своей целью очищение и обновление христианского вероучения. Учение об «опрощении» и «непротивлении злу насилием» породило последователей — «толстовцев».
В 1880-е годы Толстой стал жить обособленной от семьи жизнью и проводил большую часть времени не в Москве (где в 1882 г. был куплен дом в Долго-Хамовническом переулке), а в Ясной Поляне, среди крестьян. Он стал вегетарианцем, усиленно занимался простой физической работой: пилил и колол дрова, пахал и косил, сам шил себе сапоги. В публицистичистических очерках «Так что же нам делать?» (1882—1886) и «Рабство нашего времени» (1899—1900) он резко критикует пороки современной цивилизации. В повести «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886) Толстой рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность своей жизни. Просветление души умирающего, символический свет, возникающий в последние минуты в его сознании, воплощают идею высшей силы, ведущей к спасению. Повесть «Крейцерова соната» (1887—1889, опубликована в 1891 г.) и примыкающую к ней по проблематике повесть «Дьявол» (1889—1890, опубликована в 1911 г.) писатель посвятил теме разрушительной плотской страсти, которую призвана победить бескорыстная христианская любовь.
В это же время Толстой впервые проявил интерес к драматическим жанрам. Драма для народных театров «Власть тьмы» (1886), руссоистская по своему умонастроению, изобличает тлетворное влияние городского быта на деревню. В комедии «Плоды просвещения» (1886—1890, опубликована в 1891 г.) сатирически изображены нравы барского дома, бессмысленные, с крестьянской точки зрения, причуды его хозяев. «Власть тьмы» с трудом прошла через цензуру. Когда драму начали репетировать в Александринском театре, К. П. Победоносцев обратился к Александру III с письмом, в котором писал, что пьеса представляет «отрицание идеала», «унижение нравственного чувства» и «оскорбление вкуса». Александр III, до того поддержавший постановку, отвечал, что пьеса произвела на него «сильное впечатление, но и отвращение» и что ее не следует ставить: «она слишком реальна и ужасна по сюжету». Подготовленный спектакль был запрещен, и драма появилась на русской сцене только в 1895 г. (до того шла в Париже и Берлине).
Обращение к драме мотивировалось стремлением к наглядности и доступности: Толстой приходит к мысли, что необходимо писать проще, адресуясь к широким читательским массам. Аналогичной коммуникативной установкой вызваны к жизни его «народные рассказы» 1880-х годов, ориентированные на жанр притчи («Чем люди живы», «Свечка», «Два старика», «Много ли человеку земли нужно» и др.). Особняком стоит тематически близкий к «народному» циклу рассказ «Хозяин и работник» (1894—1895).
В 1890-е годы Толстой попытался теоретически обосновать свои взгляды на художественное творчество. В трактате «Что такое искусство?» (1897—1898) он противопоставил высоконравственное, общественно значимое и понятное народу искусство искусству элитарному, аморальному и общественно бесполезному, достигшему апогея в современном декадентстве. «Истинное» искусство Толстой сравнивает с простой здоровой пищей, а «ложное» — с неестественными гастрономическими продуктами, которое культивиует высшее общество (гнилой сыр, протухшие рябчики и т. д.). Один из главных отличительных критериев «истинного» искусства — доступность и понятность: «извращенное искусство может быть непонятно людям, но хорошее искусство всегда понятно всем». К «ложному» искусству автор трактата отнес едва ли не все произведения, повсеместно признаваемые за высшую ценность, — «грубые, дикие и часто бессмысленные для нас произведения древних греков: Софокла, Эврипида, Эсхила, в особенности Аристофана, или новых: Данта, Тасса, Мильтона, Шекспира; в живописи — всего Рафаэля, всего Микеланджело...; в музыке — всего Баха и всего Бетховена», а также все плоды трудов всех современных писателей, живописцев и композиторов. Исключение составляет фольклор: по Толстому, «песня баб» — это «настоящее искусство», а соната Бетховена есть лишь «только неудачная попытка искусства». Появившись в печати, трактат вызвал, по словам И. И. Левитана, «целый переполох». С тотальным отрицанием всей европейской культуры современники еще не сталкивались.
В 1891 г. Толстой отказался от прав собственности на все свои произведения, передав в общее безвозмездное пользование все сочинения, написанные после 1881 г. (право на издание художественных произведений, написанных им до 1881 г., он передал жене). В 1891, 1893 и 1898 гг. он участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, выступал с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом. Во второй половине 1890-х годов защищал религиозных сектантов — молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду. Ясная Поляна становится местом паломничества почитателей Толстого со всей России и из других стран мира.
Главным художественным достижением Толстого 1890-х годов явился роман «Воскресение» (1889—1899). Он строится как история духовного возрождения проститутки Катюши Масловой и князя Нехлюдова (молодого аристократа, виновного некогда в ее соблазнении, который должен теперь как присяжный заседатель решать в суде ее судьбу). Новый тип романа — социальной панорамы — давал возможность писателю провести перед читателем вереницу лиц, принадлежащих к различным социальным сферам, — от придворных покоев и роскошных особняков до нищих деревень и пересыльных тюрем. Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» была одной из причин отлучения Толстого Святейшим Синодом от православной церкви (1901).
В последнее десятилетие жизни Толстой работал над книгой «Круг чтения», выступал с воззваниями и публицистическими статьями. Всемирную известность получил его протест против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908). В сюжетной структуре произведений Толстого начинает доминировать прием обозрения: писатель прослеживает цепочку событий, соединяющую разнородные области жизни, захватывающую всё новых и новых героев. Причинно-следственные связи позволяют прослеживать бесчисленные последствия действий или поступков. Помимо романа «Воскресение», так построены опубликованные посмертно повести «Хаджи-Мурат» (1896—1904), «Фальшивый купон» (1902—1904), «Нет в мире виноватых» (не окончена). От произведения к произведению повторяется сюжет «ухода», резкого и коренного перелома в жизни, обращения к новой жизненной вере — таковы опубликованные посмертно повесть «Отец Сергий» (1890—1898), пьеса «Живой труп» (1900), рассказ «После бала» (1903), «Посмертные записки старца Федора Кузмича» (1905, не окончена).
Последние годы жизни Толстой провел в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между своими последователями и родными. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 28 октября (10 ноября) 1910 г. он тайно уехал из Ясной Поляны, по дороге простудился и десять дней спустя скончался на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Уход и смерть Льва Толстого потрясли мир. Отклики на эти события в одной только российской прессе (статьи, очерки, заметки, телеграммы и пр.) составили 750-страничный том, изданный к 100-летию со дня смерти писателя.
Основными критическими изданиями сочинений Толстого являются юбилейное Полное собрание сочинений в 90 томах, научно-массовые собрания сочинений Толстого в 20 томах и в 22 томах, а также академические издания отдельных произведений писателя. В 2000 г. начало выходить академическое Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого в 100 томах (подготовлено семь томов).
В РВБ представлено Собрание сочинений Л. Н. Толстого в 22 томах (М.: Художественная литература, 1978—1985).