Юрий Осипович Домбровский (29 апреля [12 мая] 1909, Москва — 29 мая 1978, там же) — русский писатель. Отец – Иосиф Витальевич Домбровский, адвокат. Мать – Лидия Алексеевна Крайнева, биолог. В 1928—1929 гг. учился на Высших литературных курсах Союза Пистелей (среди преподавателей — М. А. Цявловский и Ю. Н. Тынынов).
В 1932 г. был арестован и выстан в Казахстан. Жил в Алма-Ате, работал научным сотрудником в Центральном музее. В 1936 г. опять арестован, отпущен через несколько месяцев. История этого ареста легла в основу двух самых значительных произведений писателя: «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей».
Начал литературную деятельность в 1937 г., писал стихи и роман «Державин» (1937—38, издан в Алма-Ате в 1939 г.) В 1939 г. арестован в третий раз, приговорен по ст. 58-10 («опошление советской действительности», «охаивание мероприятий партии и правительства», «распространение антисоветских измышлений», «возведение хулы на вождя»), отбывал срок на Колыме. В 1943 г. актирован из лагеря как инвалид. Вернулся в Алма-Ату — в крайне тяжелом состоянии, полупарализованный, но сумел встать на ноги. Работал в театре, читал курс лекций по В. Шекспиру, переводил с казахского. В больнице начал писать роман «Обезьяна приходит за своим черепом» — о фашизме, о его природе, о сдаче и гибели старой Европы.
В 1949 г. — четвертый арест по доносу детской писательницы Ирины Стрелковой, приговор — десять лет исправительно-трудовых лагерей и три года поражения в правах, отбывание срока в Озерлаге, освобожден через шесть лет, в 1955 г. В этот период написал роман «Рождение мыши» (опубликован в 2010 г.)
После освобождения (в 1955 г.) жил в Алма-Ате, в 1956 г. — реабилитирован за отсутствием состава преступления, ему было разрешено прописаться в Москве. В 1958 г. по черновикам (которые вернул ему аноним из «органов»), восстановил и переработал роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (опубликован в 1959 г.), добавив параллели между фашизмом и сталинским террором.
В 1960 г. познакомился в Алма-Ате с Кларой Файзулаевной Турумовой (р. 1940, младше него на 31 год), студенткой филфака Казахского государственного университета, после семи лет переписки в 1967 г. она переехала к нему в Москву, поступили в аспирантуру филологического факультета Московского государственного университета, в 1969 они поженились, в 1971 переехали из коммуналки в отдельную квартиру, после смерти Домбровского Турумова стала хранителем и публикатором его творческого наследия.
1961—1964 гг. — работа над романом «Хранитель древностей» (опубликован в 1964 г. в журнале «Новый мир»), который стал одним из лучших художественных произведений о лично пережитом во времена сталинизма. Роман получил премию журнала, но оказался «слишком смелым» даже для тех времен. После прихода к власти Брежнева Домбровского снова занесли в «черный список».
Домбровский был одним 62-х литераторов, подписавших в 1966 г. петицию в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля. В 1969 г. выходит сборник новелл Домбровского «Смуглая леди. Три новеллы о Шекспире», сочетающий эссеистичность и остросюжетность с научной точностью.
В 1978 г. в парижском издательстве YMCA-Press был издан роман Домбровского «Факультет ненужных вещей» (1964—1975 гг.; в СССР впервые опубликован в 1988 г.), продолжающий историю персонажей «Хранителя древностей» и рассказывающий о репрессиях времен Большого террора. В названии романа содержится намек на фиктивность права и закона в СССР, на примере судьбы руководителя археологической экспедиции в Казахстане в 1937 автору удалось создать реалистическое, значительное в литературном отношении произведение, где автор говорит о бессмысленных допросах, об унижении человека при тоталитаризме и выступает против оснополагающих установок советской системы, при которой этические критерии заменяются социальной целесообразностью.
Публикация «Факультета» вызвала недовольство КГБ, за Домбровским была установлена слежка и прослушка, ему угрожали по телефону. На Домбровского было совершено несколько нападений, после жестокого избиения в фойе Центрального дома литераторов он попал в больницу. 29 мая 1978 г. Домбровский скончался. Обстоятельства своей смерти он предсказал в своем последнем рассказе «Ручка, ножка, огуречик» (1977 г., опубликован в 1990 г.). Ни одна советская газета не сообщила о его смерти.
Домбровский — один из самых сильных прозаиков ХХ века, что по нашим, что по западным меркам; он написал достаточно — и на достаточном уровне, — чтобы числить его в первых рядах.
<...>
Он был силач, женолюб и алкоголик, человек большой доброжелательности и внутренней свободы.
<...>
... отсутствие главной составляющей отечественного успеха, а именно потаенной или явной ущербности, привело к странному, полулегальному существованию, к полупризнанию, к пылкой любви немногих и почтительному равнодушию большинства.
<...>
Человеконенавистническая и безбожная, беспощадная к читателю проза Шаламова вызывает исключительно сильные чувства, но и самый ярый поклонник Шаламова готов усомниться в их душеполезности, тогда как Домбровский к читателю милосерден, он умудрился о следствии и тюрьме тридцать седьмого написать смешно, а на ужаснейшем не стал сосредоточиваться, хотя ничего не забыл («И с многим, и очень со многим, о чем и писать не хочу»); иногда мне кажется даже, что эмоции, вызываемые рассказами и романами Домбровского, — умиление, восторг, гордость за человечество, — более высокого порядка, чем шаламовская ледяная антропофобная ненависть.
<...>
Приняв национальность, вещь невыбираемую и, в общем, вторичную, в качестве этической метафоры, мы обозначим неповторимую особенность Домбровского: его эволюция, его реакция на нечеловеческий и за-человеческий опыт идет не по традиционным местным сценариям, которые представлены в наиболее наглядном варианте Солженицыным и Шаламовым. Путь Солженицына — вывод о благотворности страдания и, в конечном итоге, о необходимости сильной государственности; добро должно быть сильно, чтобы не повторилось чудовищное советское зло; альтернатива Ленину — Столыпин; альтернатива варварской модернизации — добрая консервативная архаика (у нее свои риски, но Солженицын предпочитал их не замечать). Путь Шаламова — уверенность в том, что лагерный опыт не может быть благотворен ни в каком отношении; любая государственность есть насилие и мучительство; человечество — проект неудавшийся. В конце концов, страдание редко меняет человека: обычно он выходит из испытаний (если вообще выходит), лишь укрепив свои априорные представления. В этом смысле наиболее точен Шоу, сказавший, что Уайльд вышел из тюрьмы не изменившимся. Солженицын и до ареста был государственником, Шаламов и до Колымы был радикальным революционером-атеистом, Домбровский и до двух своих лагерных сроков, и даже до ранней (1933) высылки в Алма-Ату был вольным певцом, бродягой-одиночкой, с начисто отсутствующим инстинктом самосохранения.
<...>
Одна из доминант мировоззрения Домбровского — врожденное отсутствие страха; даже в последнем рассказе «Ручка, ножка, огуречик», где он предсказал собственную судьбу, повествователь боится не того, что нападут гэбэшные урки, а того, что не сумеет как следует отбиться.
<...>
Другая составляющая этой литературной — и этической — цыганщины задана уже в ранних текстах Домбровского: это эстетизм, конечно. Не эстетство, а именно эстетизм, который в идеале сводится, по-моему, в прицельной способности замечать в мире главным образом прекрасное, в сосредоточенности на нем. Вот ведь что еще очень важно в позиции Домбровского: для Солженицына лагерь — горнило, кузница, точка преображения. Для Шаламова — модель мира, невыносимо сгущенная, более откровенная, но в целом он и в мире видит только это: насилие, ужас, все под прикрытием лицемерия. Для Домбровского же лагерь — досадное препятствие на пути вольного странника; это есть, и мир в значительной степени из этого состоит, но фиксироваться на этом нельзя, не нужно.
Представляем электронную версию Собрания сочинений Ю. О. Домбровского в 6 томах (1992—1993 гг.), подготовленного вдовой писателя К. Ф. Турумовой-Домбровской. Вниманию читетелей предлагается пятый том, включающий роман «Факультет ненужных вещей» и приложения к нему.