Андрей Белый [настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев; 14(26).10.1880, Москва — 8.1.1934, там же; похоронен на Новодевичьем кладбище], прозаик, поэт, критик, литературовед, мемуарист. Родился в высококультурной дворянской семье, детские годы прошли в бытовой и интеллектуальной атмосфере «профессорской» Москвы.
Отец, Николай Васильевич Бугаев (1837-1903), ученый-математик и мыслитель-позитивист, в 1886-1891 декан физико-математического факультета Московского университета (о нем см.: Математический сборник. Т. 25. Вып. 2, М., 1904); мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова (1858-1922). Детство прошло под противоположными воздействиями со стороны отца и матери (конфликтная семейная атмосфера отражена в автобиографических романах Белого «Котик Летаев», «Крещеный китаец» и в мемуарах «На рубеже двух столетий»).
В 1891-1899 Белый учился в московской частной гимназии Л. И. Поливанова. В конце 1895 - начале 1896 знакомится и сближается с семьей Соловьёвых, поселившихся в том же доме на углу Арбата и Денежного пер. (ныне — Арбат, 55), где проживали Бугаевы и родился Белый, — братом философа Вл. Соловьёва М. С. Соловьёвым, его женой О. М. Соловьёвой и их сыном С. М. Соловьёвым. Соловьёвы стимулировали тяготение Белого к литературному творчеству, способствовали его знакомству с новейшим искусством, философией (Белый интересуется буддизмом и особенно А. Шопенгауэром).
В 1896-1899 Белый пишет прозаические отрывки, две пьесы, навеянные, по его признанию, драматургией Г. Ибсена, Г. Гауптмана и М. Метерлинка, поэмы и множество стихотворений («В 1898 году я уже автор целого сборника стихов, совершенно беспомощных, если их сравнить с “Ante Lucem” Блока, но сквозь всю беспомощность, помнится, в иных строках есть “что - то”…» – письмо Р. В. Иванову-Разумнику от 1-3 марта 1927 // Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / Публ., вступ. ст. и коммент. А. В. Лаврова и Дж. Малмстада; Подгот. текста Т. В. Павловой, А. В. Лаврова и Дж. Малмстада. СПб.: Atheneum; Феникс, 1998. С. 486-487), стихотворения в прозе («помесь Тургенева, Эдгара По со всем наилевейшим, наинепонятнейшим» // Там же. С. 487). Почти все эти опыты утрачены или уничтожены автором. В те же годы «пессимизм» и созерцательность сменяются у Белого мистико-эсхатологическими настроениями. В 1898 работает над мистерией об исполнении апокалипсических сроков — «Антихрист» (замысел обнаруживает аналогии с «Краткой повестью об антихристе» Вл. Соловьёва, написанной годом позже). Мистерия не была закончена, опубликованы два фрагмента: «Пришедший» (Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион». М., 1903) и «Пасть ночи» (Золотое Руно. 1906. № 1).
В 1899-1903 Белый — студент естественного отделения физико-математического факультета Московского университета. В 1899-1900 философия и поэзия Вл. Соловьёва и философско-поэтическое творчество Ф. Ницше стали для Белого знаменем в поисках нового мироощущения, в неопределенных предчувствиях новой эры, мистического преображения всего сущего. В сходном, «преобразовательном» смысле воспринимает Белый также А. А. Фета, Ф. М. Достоевского, позднего Ибсена, музыку Э. Грига. Этот философско-эстетический базис определяет собственные творческие искания Белого в индивидуальном жанре «симфоний» — лирической ритмизованной повествовательной прозы с зыбким сюжетом и сквозными темами, ориентированными на законы музыкальной композиции и позволяющими передавать «душевную созвучность окружающего мира во всех его сторонах, частях и проявлениях» (Аскольдов С. Творчество Белого // Литературная мысль: Альманах. 1. П., 1922. С. 81). Первый «симфонический» опыт сохранился в черновой редакции (опубликовано в кн.: Памятники культуры. 1980. Л., 1981. С. 126-37). В 1900 написана «Северная симфония (1-я, героическая)» (М., 1904), изображающая условно-фантастический мир, ассоциирующийся с западноевропейским средневековьем.
1901 — «единственный год в своем роде: переживался он максимальнейшим напряжением… В этом же году складываются основные ноты моего творчества» (Материал к биографии (интимный), предназначенный для изучения только после смерти автора (1923) // Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 53. Оп. 2. Ед.хр. 3. Л. 16-16 об.). Белый испытывает «мистическую» любовь к М.К. Морозовой, в наблюдениях за зорями и закатами пытается уловить потаенный смысл приближающихся мистических событий, «апокалипсический ритм времени». Тогда же знакомится со стихами А. А. Блока (в рукописи, через Соловьёвых), глубоко созвучными его устремлениям.
В марте-августе 1901 Белый пишет 2-ю «симфонию»; в ней отражена московская повседневность «эпохи зорь» (впечатления и жизненная атмосфера этого года станут темой автобиографической поэмы Белого «Первое свидание»). «Симфония (2-я, драматическая)» — литературный дебют Белого (М.: Издательство «Скорпион», 1902); печатание обеспечил М. С. Соловьёв (с его помощью найден и авторский псевдоним). Своей резкой необычностью «симфония» вызвала недоуменные и насмешливые отзывы в критике и читательской среде, однако была высоко оценена в символистских кругах (рецензия: Э. К. Метнер // Приднепровский край. 1903. 15 и 16 декабря; A. Блок // Новый Путь. 1903. № 4). В 1901-1902 Белый пишет «третью симфонию» «Возврат» (М., 1905), в которой «ложное», «бессмысленное» земное противопоставляется «вечному», «космическому». В 1902 начинает работу над «четвертой симфонией» (первоначальная редакция не сохранилась, отрывки см.: Альманах книгоиздательства «Гриф». М., 1903).
В 1901-1902 Белый знакомится с B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и др., в 1903 расширяет литературные связи, общается с С. Кречетовым и др. литераторами, близкими к издательству и альманаху «Гриф». Отношение Белого к символистскому окружению двойственное: являясь приверженцем «нового» искусства, он не приемлет «декадентского» мироощущения с «теургических», соловьевских позиций. Религиозно-мистические искания сближают Белого с Мережковским и 3. Гиппиус, он публикует статьи в их религиозно-философском журнале «Новый путь» («О теургии», 1903. № 9 и др.). Статьи программного характера печатает также в журнале «Мир искусства» («Формы искусства», 1902. № 12; «Символизм как миропонимание», 1904. № 5), отстаивая в них представление об «истинном» символизме, несущем в себе начала грядущего универсального, теургического творчества, объемлющего всю полноту преображенного бытия. Сходные идеи разделялись сплотившейся вокруг Белого группой единомышленников (в основном студентов Московского университета), составившей (осенью 1903) кружок «аргонавтов»: Эллис, А. С. Петровский, В. В. Владимиров, С. Соловьёв, М. И. Сизов и др. Членов кружка объединяет стремление к «жизнетворческой» мифизации бытия, человеческих отношений, художественной деятельности. Один из предметов поклонения «аргонавтов» — юношеская лирика Блока: Белый способствовал созданию в Москве круга «блокистов» еще до публикации первых стихотворных циклов Блока.
С января 1903 начинается активная переписка Белого и Блока по философско-поэтическим и мистическим вопросам, в январе 1904 в Москве происходит их личное знакомство; отношения приобретают характер интимной, экзальтированной дружбы. «Аргонавтический» пафос, настроения оптимистического дерзания преобладают в книге Белого «Золото в лазури» (М., 1904; стихи и лирические отрывки в прозе) — итоговой для раннего творчества Белого. В ней намечаются, однако, и мотивы угасания идеалов «эпохи зорь», сомнения в собственном «пророческом» призвании. Брюсов отметил сочетание в книге ярких художественных достижений, неповторимого образного мира с юношеской неопытностью, недостатками мастерства (Весы. 1904. № 4).
С 1904 Белый переживает постепенное угасание мистических надежд, «мистериальная» любовь, которую он стремился обрести в отношениях с Н.И. Петровской, оборачивается тривиальным «романом». Разочаровывается Белый и в «аргонавтизме», ставшем идейной основой возникшего в сентябре 1904 кружка Астровых [два литературно-философских сборника «Свободная совесть» (М., 1906) с участием Белого]. Во 2-й половине 1904 происходит сложная психологическая «умственная дуэль» между Белым и Брюсовым; это духовное противостояние отражено во многих стихотворениях Белого и Брюсова, а также в романе Брюсова «Огненный ангел» (М., 1908), прототипами главных героев которого явились Белый, сам автор и Петровская. Духовная близость сохраняется со»старинным другом Метнером, критиком и музыковедом, и Блоком (в июле 1904 и 1905 Белый навещает Блока в Шахматове). С январе 1904 в Москве выходит ведущий символистский журнал «Весы»; Белый помещает в нем многочисленные статьи, заметки, рецензии. Осенью 1904 вторично поступает в Московский университет на историко-филологический факультет, но в 1905 прекращает посещать лекции. С лета 1904 начинает испытывать особый интерес к «точному» знанию, теоретической философии, психологии, работает над теоретико-познавательной системой символизма. Место прежних «учителей жизни» — Соловьёва и Ницше — в 1905-1906 занимают И. Кант и философы-неокантианцы (Г. Коген, Г. Риккерт); в кантовской философии Белый ищет выхода из духовного кризиса, пути преодоления «широковещательных апокалипсических экстазов» (Весы. 1905. № 12. С. 54). В творчестве Белого 1904-1905 на место прежнего неопределенно-мистического идеала выступает поэтический образ России (стихи, статьи «Луг зеленый» // Весы. 1905. № 8). 9 января 1905 Белый приезжает в Петербург и становится очевидцем первых революционных событий (пробыл там до середины февраля, жил у Мережковских, постоянно общался с А.А. и Л.Д. Блок, познакомился со многими петербургскими литераторами, художниками, общественными деятелями). Революцию воспринял с большим подъемом, хотя остался далек от ее политического осознания. Революционные настроения Белого, фактически сводившиеся к наивному анархическому максимализму, в особенности усиливаются летом 1906: «Я примыкаю к левейшим партиям по своему умонастроению»; «всею силой души я на стороне крестьянских волнений» (Материал к биографии… Л. 53). Белый знакомится с социал-демократической литературой, интересуется социальными вопросами, но трактует их по-своему. В лекции «Социал-демократия и религия» (Перевал, 1907. № 5) утверждал, что задачи «религиозного строительства» и «социального переворота» созвучны друг другу.
В 1906 Белый испытывает мучительную личную драму, вызванную его любовью к Л.Д. Блок, жене Блока, отношения с которым осложняются до того, что в августе 1906 он вызывает Блока на дуэль (поединок не состоялся). В октябре 1906 Л.Д. Блок сообщает Белому о прекращении общения с ним из-за публикации его рассказа «Куст» (Золотое Руно. 1906. № 7-9), в котором она увидела отображение их отношений. После этого Белый еще долгое время находится во власти своего чувства. Год работы над окончательной редакцией «четвертой симфонии» «Кубок метелей» (лето 1906 — лето 1907) он характеризует: «самый болезненный период моей жизни» (Материал к биографии… Л. 55).
Экзальтированные переживания, приведшие Белого на грань нервного заболевания, усилили настроения отчаяния в его лирике, в поэме «Панихида» (Весы. 1907. № 6), стимулировали кризисное «разуверение во всем». В чрезвычайно сложном по внутренней организации «Кубке метелей» (М., 1908) — причудливое сочетание образно-стилистических черт ранних «симфоний» с новыми, «послелазурными» мотивами, надрывно-трагическими интонациями.
Октябрь и ноябрь 1906 Белый проводит в Мюнхене, где напряженная мыслительная работа связывается с повышенным интересом к живописи. 1 декабря выезжает в Париж по приглашению Мережковских, остается там до марта 1907, выступает с лекцией в пользу парижской эмигрантской кассы. Вернувшись в марте 1907 в Москву, активно включается в полемику между московскими и петербургскими символистами по поводу «мистического анархизма» — эклектичной философско-эстетической теории Г. И. Чулкова, поддержанной Вяч. Ивановым. Цикл статей-памфлетов Белого «На перевале», печатавшийся в «Весах» (1906-1909), и многие другие критико-полемические фельетоны и рецензии посвящены борьбе за «чистоту» символизма как литературной школы, против эпигонства и вульгарности массовой модернистской словесности. Резкость и запальчивость Белого-полемиста привели к ухудшению отношений со многими писателями. Усугубляется конфликт с Блоком, имевший уже не только личную, но и литературную подоплеку: Белый не мог простить Блоку «измены» идеалам «Стихов о Прекрасной Даме», близости к «мистическим анархистам». Блок вызывает Белого в августе 1907 на дуэль; происходит объяснение и некоторое улучшение отношений (встречи в Киеве в сентябре и в Петербурге в ноябре 1907), которые были тем не менее решительно прерваны в мае 1908. Внутрисимволистская дифференциация сказалась на отношениях Белого с редакцией журнала «Золотое руно»; в августе 1907 ведущие «весовцы» во главе с Брюсовым и Белым порывают с этим журналом. 1906-1909 — время тесной консолидации Белого с московскими символистами — Брюсовым, Эллисом, С. М. Соловьёвым, близости с Мережковскими и Д.В. Философовым. В эти же годы Белый активно участвует в деятельности литературно-художественных организаций — в Обществе свободной эстетики, Московском литературно-художественном кружке, Доме песни.
Важнейшее творческое достижение Белого в 1904-1908 — книга стихов «Пепел» (СПб., 1909). [Рецензии: Антон Крайний (3. Гиппиус) // Речь. 1908. 29 декабря; С. Соловьев // Весы. 1909. № 1; Вяч. Иванов // Критическое обозрение. 1909. № 2; М. Гофман // Текущая жизнь. 1909. № 1; М. Морозов // Образование. 1909. № 1, и мн. др.], посвященная памяти Н. А. Некрасова и во многом навеянная его творчеством. Основу книги составляют стихи о трагическом положении современной России, социальная проблематика раскрывается сквозь призму авторского лирического «я». Стихи Белого, объединенные в книге «Урна» (М., 1909), отразили безысходные настроения, вызванные неразделенным чувством к Л.Д. Блок, тему трагического разочарования в юношеских исканиях, обращение к неокантианству. Белый ориентируется на философскую лирику А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева; «школой» формы служит поэзия Брюсова, которому посвящена «Урна» (рецензия: В. Брюсов // Русская мысль. 1909. № 6). В феврале-декабре 1909 Белый пишет роман «Серебряный голубь» (Весы. 1909. № 3-4, 6-7, 10-12; отдельное издание — М., 1910; рецензии: М. Кузмин // Аполлон. 1910. № 9; Д. Мережковский // Русское слово. 1910. 22 сентября; Н. Бердяев // Русская мысль. 1910. № 11; Е. Аничков // Gaudeamus. 1911. № 1). В романе воплощен образ «восточной», крестьянской России: герой ищет спасения в «почве», в народной среде, сближается с тайной религиозной сектой «голубей», но терпит внутренний крах и гибнет от рук сектантов. Роман, детально воссоздающий крестьянский, городской и поместный бытовой уклад, отразил иррациональную историософскую концепцию Белого — отрицание современной «азиатской», косной, «больной» России во имя грядущей России, очищенной духовно и нравственно. Подобное понимание образа родины как сложного двуединства, несводимого однозначно к западнической или славянофильской интерпретации, Белый развивает также в очерках «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (М., 1911), «Россия» (Утро России. 1910. 18 ноября; Интеллигент. 1911. № 1-2).
С 1909 в мироощущении Белого обозначается переход от пессимизма и «самосожжения» к исканию «пути жизни», «второй заре». Эти настроения отразились в стихах 1909-1911 — книга «Королевна и рыцари» (П., 1919). Духовному возрождению Белого способствовало сближение в 1909-1910 с начинающей художницей Анной Алексеевной Тургеневой (Асей), которая становится его фактической женой [гражданский брак оформлен в Берне (Швейцария) 23 марта 1914]. Одновременно с прекращением «Весов» (1909) Белый, Метнер и Эллис организуют издательство «Мусагет» — центр символизма религиозно-философской, культурологической направленности; к ближайшему участию в «Мусагете» Белый привлекает Вяч. Иванова и Блока (с которым вновь сближается в 1910). В «Мусагете» выходят книги Белого «Символизм» (М., 1910) и «Арабески» (М., 1911) — итог его деятельности как критика и теоретика литературной школы за 1900-е гг. В «Символизм», кроме работ философско-эстетического характера, вошли стиховедческие труды Белого, заложившие основы современных принципов разработки этой дисциплины (в 1910-1911 Белый руководит кружком по изучению ритмики русского стиха при «Мусагете»). В «Арабески» и в книгу «Луг зеленый» (М., 1910) Белый включил критические и полемические статьи, очерки о русских и иностранных писателях. Под редакцией Белого и Метнера в 1912 выходит двухмесячник издательства «Мусагет» — «Труды и дни», Белый помещает в нем статьи, обосновывающие символистский метод и раскрывающие его философско-культурологический смысл («О символизме», № 1-2; «Нечто о мистике», № 2; «Линия, круг, спираль — символизма», № 4-5).
С декабря 1910 по апрель 1911 Белый с женой совершает заграничное путешествие (Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), открывает для себя новый культурный мир, в котором ищет живые духовные ценности, противопоставляя их одряхлевшему «европеизму». Восточное путешествие знаменует один из наиболее светлых и творчески продуктивных периодов в жизни Белого. Литературный итог его — два тома «Путевых заметок» (1911 — первоначальная редакция): 1-й том издан дважды («Офейра». М., 1921; «Путевые заметки. Сицилия и Тунис». М.; Берлин, 1922); 2-й («Тунисия и Египет») — под заглавием «Африканский дневник» в альманахе «Российский архив». Вып. 1. С. 337-455 (фрагменты печатались в альманахах: Велес. СПб., 1912-1913; Современник. 1912. № 5-7; Московский альманах. [Вып.] 1. М., 1922; Воля России. Прага, 1923. № 1; Литературная Россия. 1984. 11 мая; Встречи с прошлым. Вып. 5. М., 1984).
Осенью 1911 Белый, по предварительной договоренности с журналом «Русская мысль», приступает к работе над романом «Петербург», первоначально задуманным как продолжение «Серебряного голубя». Название было предложено Вяч. Ивановым, у которого Белый жил в феврале 1912. В марте 1912 он уехал за границу, где продолжал работать над романом. «Петербург» был закончен в ноябре 1913, опубликован (при посредничестве Блока и Р.В. Иванова-Разумника) в альманахе «Сирин» (Сб. 1-3. СПб., 1913-14; отдельное издание — П., 1916; впоследствии Белый перерабатывал роман: 1-е издание — сокращенная редакция. Берлин, 1922). «Петербург» — одно из высших достижений русского символизма; действие его разворачивается на фоне событий революции 1905-1907 и вбирает в себя проблемы исторической судьбы России, подводит символические итоги «западного» периода ее развития. В романе Белого находит свое развитие «петербургская» тема русской литературы, воплощенная в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского. Сочетая высокий пафос с комедийно-травестийными мотивами, лирико-исповедальные интонации с сатирическим гротеском, вскрывая в необычном аспекте психологию героев, Белый создает принципиально новый тип прозаического повествования.
«Петербург» вызвал многочисленные отзывы критики, в большинстве оценивавшие роман как значительное литературное явление (Иванов-Разумник // Русские Ведомости. 1916. 4 мая; В. Пяст // День. 1916. 12 мая; Вяч. Иванов // Утро России. 1916. 28 мая; Н. Бердяев // Биржевые Ведомости. Утренний вып. 1916. 1 июля; В. Кранихфельд // Современный мир. 1913. № 11; Его же // Там же. 1914. № 1).
В апреле-мае 1912 Белый с женой живет в Брюсселе, в мае 1912 в Кёльне они встречаются с Р. Штейнером — создателем антропософского религиозно-мистического учения — и становятся его приверженцами: «учиться у Штейнера, ибо это не теория, а действительная школа» (письмо к Морозовой от 17/30 мая 1912 г., Брюссель // Андрей Белый. «Ваш рыцарь»: Письма к М.К. Морозовой. 1901-1928 / Предисл., публ. и примеч. А. В. Лаврова и Дж. Малмстада. М.: Прогресс-Плеяда, 2006. С.185). В антропософии Белый видит системное воплощение духовных идеалов, достижение искомой гармонии между мистическим и научным познанием. Белый стремится проводить антропософские идеи в «Мусагете», что вызывает конфликт с Метнером; в результате Белый постепенно устраняется от руководства издательством и редактирования «Трудов и дней».
В марте-августе 1913 живет в России, знакомится с Ивановым-Разумником. Затем уезжает в Мюнхен на курс Штейнера, в сентябре — октябре слушает его лекции в Норвегии и Дании. Там Белый и Тургенева окончательно решают связать судьбу с Антропософским обществом. Как «посвящение» воспринимает Белый переживания, связанные с курсом Штейнера «Христос и духовные миры» (декабрь 1913 — январь 1914, Лейпциг). В 1912-1916 Белый прослушал около 30 курсов (более 400 лекций) Штейнера. С марта 1914 до августа 1916 Белый в основном находится в Дорнахе, близ Базеля (либо в соседнем Арлесгейме), где участвует под руководством Штейнера в строительстве антропософского центра — «храма-театра» Гетеанума («Johannes-bau»). Начавшаяся 1-я мировая война изолирует его от России.
В 1915 Белый пишет исследование «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрений современности» (М., 1917), посвященное разбору «световой теории» Гёте и полемике с Метнером, опровергавшим в своих «Размышлениях о Гете» (М., 1914) гётеанские труды Штейнера. Занятия антропософией (и связанной с ней проблемой внутреннего самопознания человека) поощряют углубленное внимание Белого к автобиографической теме. С октября 1915 по октябрь 1916 он пишет роман «Котик Летаев» (Скифы. Сб. 1-2. П., 1917-1918; отдельное издание — П., 1922), в котором воскрешены и осмыслены его собственные младенческие переживания, первые восприятия мира. Роман должен был начать серию автобиографических произведений (впоследствии продолжен романом «Крещеный китаец», 1921; отдельное издание — М., 1927; другое название — «Преступление Николая Летаева»). Штейнерианские убеждения Белого претерпевают за два года работы в Дорнахе эволюцию: с одной стороны, Белый отмечает (кон. 1914) «рождение в душе свободной, гётеански оформленной антропософии» и «свержение средневекового, оккультно-догматического ига» этой доктрины (Материал к биографии… Л. 106), с другой — все более разочаровывается в слушателях Штейнера, что стало первым стимулом к позднейшей переоценке его учения. Начало 1-й мировой войны Белый воспринимает как величайшее бедствие для человечества, отвергает шовинистические настроения, видит в войне выражение глобального кризиса, переживаемого западной цивилизацией. В 1916 Белый начинает работу над 1-й частью из цикла литературно-философских этюдов «На перевале» «Кризис жизни» (Пб., 1918), отразившую эти убеждения; 2-я и 3-я части — «Кризис мысли» (Пб., 1918) и «Кризис культуры» (Пб., 1920), 4-я часть «Кризис сознания» (1920) осталась неопубликованной (рукопись в РГАЛИ).
В августе 1916 Белый, призванный на военую службу, возвращается на родину (через Париж, Лондон, Норвегию), в сентябре получает отсрочку и до января 1917 попеременно живет в Москве и Сергиевом Посаде (у С. Соловьёва), возобновляет литературные знакомства, читает лекции, перерабатывает стихи из книги «Золото в лазури», готовит собрание сочинений («Собрание эпических поэм», кн. 1, 4. М., 1917), пишет статью «Поэзия Блока» (альманах «Ветвь». М., 1917). Февраль и начало марта 1917 проводит в Петрограде и Царском Селе, у Иванова-Разумника. В революции Белый видит спасительный выход из всеобщего кризиса, воспринимает ее как животворную стихийную силу (очерк «Революция и культура», отдельное издание — М., 1917). Вера в революцию и новую судьбу России отражена также в стихах, вошедших в книгу Белого «Звезда» (П., 1922). С марта по сентябрь 1917 Белый живет в Москве и под Москвой, работает над статьей «Жезл Аарона. (О слове в поэзии)» (Скифы. Сб. 1. П., 1917), стиховедческим исследованием «О ритмическом жесте» (рукопись — Российская государственная библиотека), в августе — октябре 1917 пишет «поэму о звуке» «Глоссалолия» (Берлин, 1922) — фантазию о космогонических смыслах звуков человеческой речи.
Октябрьскую революцию Белый встречает с большим подъемом, принимает безоговорочно, хотя и в специфическом смысле: исповедуя «скифские» убеждения, характерные также для Иванова-Разумника, Блока, Н. А. Клюева и др., приветствует в революции мятежную очистительную стихию, «святое безумие», противостоящее мещанской умеренности и трезвости, высвобождение активных творческих сил, обретение Россией подлинного пути, отвечающего ее духовному предназначению. Максималистский революционный пафос Белого отразился в его поэме «Христос воскрес» (Наш путь, 1918, № 2; отдельное издание — П., 1918) — произведении, идейно созвучном «Двенадцати» Блока. В последующие годы Белый деятельно участвует в строительстве новой культуры, работает в советских учреждениях. В своем творчестве Белый стремится к живому контакту с современностью, к пересмотру некоторых прежних мировоззренческих представлений и творческих принципов.
В историю русской литературы Белый вошел как один из самых значительных представителей «второй волны» символизма, с характерным для нее «антидекадентским» пафосом и исканием истины в религиозно-философских построениях, в обращении к национальным духовно-эстетическим традициям и ценностям. Творчество Белого, отразившее отдельные кризисные явления культуры предреволюционных десятилетий, примечательно стремлением к преобразованию действительности под знаком гуманистического идеала; его отличает смелый поиск новых сложных форм художественной выразительности, внутренне созвучных изменившейся исторической эпохе, изменившемуся внутреннему миру человека. Художественные открытия Белого стоят в одном ряду с такими новаторскими явлениями в западноевропейской литературе, как творчество Дж. Джойса и М. Пруста.
В советское время Белый опубликовал «Записки чудака» (1918-1921; отдельное издание — М.; Берлин, 1922), поэму «Первое свидание» (Знамя. Берлин, 1921. № 2; отдельное издание — П., 1921), книгу стихов «После разлуки» (П.; Берлин, 1922), «Воспоминания о Блоке» (Эпопея. М.; Берлин, 1922-1923. № 1-4), роман «Москва» (ч. 1: Московский чудак; ч. 2: Москва под ударом. М., 1926) и «Маски» (М., 1932), путевые очерки «Ветер с Кавказа» (М., 1928), исследование «Ритм как диалектика и „Медный Всадник“» (М., 1929) и «Мастерство Гоголя» (М.; Л., 1934), мемуары «На рубеже двух столетий» (М., 1930), «Начало века» (М.; Л., 1933), «Между двух революций» (Л., 1934).
А. В. Лавров. Белый Андрей // Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь. Т. 1. А—Г. М.: «Советская энциклопедия», 1989. С. 225—230. [с расскрытием аббревиатур]
Раздел РВБ, посвященный творчеству Андрея Белого, включает в себя следующие его произведения: «Симфонии» (1900—1907), «Глоссолалия» (1917) и «Почему я стал символистом» (1928). Благодарим Е. В. Калабанову, г. Снежинск, за разметку и вычитку текста.
«Хронологическая канва жизни и творчества Андрея Белого», составленная А. В. Лавровым, воспроизводится по изданию: А. В. Лавров. Андрей Белый в 1900-е годы. Москва: «Новое литературное обозрение», 1995. Выражаем Александру Васильевичу Лаврову благодарность за любезное разрешение на электронную публикацию этого текста. Настоящий вариант «Хронологической канвы» откорректирован автором.
В. Литвинов
Раздел дополняют избранные стихотворения Белого из антологии Русская поэзия «Серебряного века»