Персей и Андромеда (стр. 316). Впервые — отдельное издание, СПб., 1807. Печ. по Изд. 1808 г., т. 2, стр. 275. В рукописи к заглавию прибавлено: «Кантата на победу французов русскими». «Кантата» посвящена сражению при Прейсиш-Эйлау (26— 27 января 1807 г.). На самом деле в этой кровопролитной битве не победили ни русские, ни французы, но в Петербурге результат сражения был объявлен победой. Для прославления этой «победы» Державин воспользовался древнегреческим мифом о Персее и Андромеде. Прикованную к скале Андромеду (т. е. Европу) спасает от чудовища (Наполеона) герой Персей (Россия или Александр I).
Дивий — удивительный, чудовищный
В Губителе мы баснь живого Саламандра. Саламандр — сказочное существо, живущее в огне и обладающее подобием человека. «В 1-м издании напечатано было: в Наполеоне; но когда издание сие выходило (т. е. в 1807— 1808 гг. — В. З.), заключен мир, и потому уже написано: в Губителе» (Об. Д., 701).
Повеся шлем на меч, им в землю водруженный. «По одержании победы Бенигсон (Л. Л. Беннигсен — 1745—1826 — русский главнокомандующий. — В. З.) воткнул свою шпагу в землю, повесил на ней свой шлем и <положив> на барабан крест, приказал в виду стоящей всей в параде армии священнику петь благодарный молебен и во все время стоял на коленях» (Об. Д.. 701).
Западов В.А. Комментарий: Державин. Персей и Андромеда // Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 443. (Библиотека поэта; Большая серия).
Персей и Андромеда (стр. 316). Впервые — отдельное издание, СПб., 1807. Печ. по Изд. 1808 г., т. 2, стр. 275. В рукописи к заглавию прибавлено: «Кантата на победу французов русскими». «Кантата» посвящена сражению при Прейсиш-Эйлау (26— 27 января 1807 г.). На самом деле в этой кровопролитной битве не победили ни русские, ни французы, но в Петербурге результат сражения был объявлен победой. Для прославления этой «победы» Державин воспользовался древнегреческим мифом о Персее и Андромеде. Прикованную к скале Андромеду (т. е. Европу) спасает от чудовища (Наполеона) герой Персей (Россия или Александр I).
Дивий — удивительный, чудовищный
В Губителе мы баснь живого Саламандра. Саламандр — сказочное существо, живущее в огне и обладающее подобием человека. «В 1-м издании напечатано было: в Наполеоне; но когда издание сие выходило (т. е. в 1807— 1808 гг. — В. З.), заключен мир, и потому уже написано: в Губителе» (Об. Д., 701).
Повеся шлем на меч, им в землю водруженный. «По одержании победы Бенигсон (Л. Л. Беннигсен — 1745—1826 — русский главнокомандующий. — В. З.) воткнул свою шпагу в землю, повесил на ней свой шлем и <положив> на барабан крест, приказал в виду стоящей всей в параде армии священнику петь благодарный молебен и во все время стоял на коленях» (Об. Д.. 701).