I | 232 |
II | 241 |
III | 246 |
IV | 253 |
V | 259 |
VI | 268 |
VII | 274 |
Комментарии | 578 |
«Гуттаперчевый мальчик» — повесть Д. В. Григоровича о трагической судьбе мальчика-акробата. Повесть получила высокую оценку критиков; была дважды экранизирована — в 1915 г. (режиссер В. Касьянов) и в 1975 г. (режиссер В. Герасимов); включена в школьную программу по литературе.
Рассказ донельзя прост (это — главное его достоинство) и имеет целью возбудить в читателе сострадание к детям, заброшенным судьбою на потеху праздной толпы, посетительницы цирка.
— Н. И. Поздняков // «Женское образование» (1884)
Наиболее удачным из поздних произведений писателя явилась повесть «Гуттаперчевый мальчик» (1883). Повесть о судьбе бедного мальчика — сироты Пети, отданного в учение к жестокому и беспощадному немцу-акробату, история его тяжелой жизни и трагической гибели была передана живо, в манере, напоминавшей реалистические произведения Григоровича 40-х и середины 50-х годов. Несмотря на свою филантропическую тенденцию, повесть явилась правдивым и реальным очерком жизни бедного ребенка в условиях капиталистического города.
— Л. М. Лотман. Григорович // История русской литературы в 10 тт. Т. 7 (1955)
Восьмидесятые годы — время усиленного роста капитализма в России. По мере увеличения числа крупных предприятий разоряется масса кустарей и ремесленников. Появляются целые армии безработных, чьи дети остаются беспризорными.
Историю жизни ребенка, у которого «в детстве не было детства», и рассказывает писатель в своей повести.
С понятием «цирк» издавна связано представление о празднике, веселом и завлекательном зрелище. Григорович вводит читателя в цирк через кулисы.
Действие еще не завязалось, но читателю уже ясно, что подлинным хозяином цирка являются не бесстрашные укротители, наездники и клоуны, а антрепренер, эксплуатирующий их труд. Грубость и бездушие дельцов от искусства порождают жестоких Беккеров, которым вверяется судьба ребенка. «Петя был... не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком». Среди громадных предметов цирка и равнодушных людей он выглядит особенно сиротливо и одиноко — «тщедушный неоперившийся цыпленок». Из мира жестокости и нищеты писатель с присущим ему обыкновением изображать контрастные планы переносит действие в дом графа Листомирова, где ничто не омрачает счастливого существования детей. Сравнение этих двух миров позволило Григоровичу с большой силой поставить вопрос об ответственности общества за судьбы обездоленных.
В повести нет ни назойливого морализирования, ни сентиментальной жалостливости, столь обычных тогда в литературе для детей и о детях. В согласии с жизненной правдой писатель отказался от благополучной развязки и назидания.
— В. Мещеряков. Д. В. Григорович (Творческий путь) (1976)