204. Трое, с. 46; перепеч. I, 115. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ). Поэма посвящена истории Нижне-Волжского края и Астрахани; см. Парнис 1976 и ЛО 1980; Вроон 1981.
Хаджи-Тархан — старинное название Астрахани (XIII — XIV вв.) согласно легенде, означает: святой или паломник, побывавший в Мекке (хаджи) и даровавший свободу (тархан) своему рабу.
Богдо (калм. «святой») — на левом берегу Волги, у оз. Баскунчак, находятся Большая и Малая Богдо. В 1883—1885 гг. отец поэта, В. А. Хлебников, был смотрителем Баскунчакского и Чапчачинского соляных промыслов, затем переведен в Калмыцкую степь попечителем Малодербетовского улуса (см. 274 — 277).
Слово песни кочевое и сл. — калмыцкая легенда о горе Богдо: двое святых переносили гору, освященную далай-ламой, с берегов реки Урал на Волгу, один из них, поддавшись греховной мысли, нарушил запрет и был раздавлен горой, оросившейся его кровью, отчего один ее склон — всегда красный.
Мыт — линька птиц.
Хурул — ламаистский монастырь.
Пой и пей — восходит к строке: «Захарьин! Пей и пой» из стих. «Желание зимы»Г. Державина, в к-ром упомянут «астраханский» кабак; см. также примеч. 199.
Смотрит Африкой Россия и сл.— средневековые путешественники-арабы сравнивали Волгу (Итиль) с Нилом.
Ассирия — Хл. сопоставляет с древней ассирийской культурой башни астраханского кремля и Белый город, к-рый в ХVI — XVII вв. был окружен зубчатыми стенами с башнями.
Там старец брошен престарелый — противник Разина астраханский митрополит Иосиф (1597 — 1671) после пыток был сброшен с Раската в кремле.
«Сарынь на кичку!» — клич «Бурлаки, на нос судна!»; Хл. сближает сарынь и сарыча (ястребиного): «коршун на голову, так разбойники обрушивались на суда» (НП, 331). Ср. раннее стих. В. Каменского «Сарынь на кичку», посвящ. Хл.
В Индию, в окно — в XVII — XVIII вв. в Астрахани находилась индийская торговая колония с подворьем. Ср. в неизд. декларации Хл. «Индорусский союз»: «В Астрахани, соединяющей три мира — арийский, индийский и каспийский, треугольнике Христа, Будды и Магомета, волею судьбы образован этот союз» (ЦГАЛИ).
Купца суда и Надпись столетий в камней плащанице и сл.— дед поэта, купец А. И. Хлебников (1801 — 1871), захоронен в семейной усыпальнице на городском кладбище.
Чалмы зеленые — головные уборы этого цвета носят сейиды, потомки Магомета; ср. стих. 142. В Астрахани рядом с православным кладбищем находилось мусульманское.
Игла Сумбеки — башня Сумбеки (Сююмбеки), с к-рой связано много легенд, названа по имени казанской ханши.
И отражен спокойным тазом — на голубятне устанавливался таз с водой, отражающий, как в зеркале, полет голубя в небе.
Холм окружила — Астрахань основана на Заячьем, или Долгом, холме.
Невест восстанье и За честь свою восстала Русь — «свадебный бунт», восстание стрельцов в 1705 г., вызванное реформами Петра I и слухами, что русских девушек будут выдавать замуж за «немцев».
Он с нею боролся мешками с мукой — дядя поэта, Л. А. Хлебников, уговорил купцов пожертвовать мешки с мукой для спасения города от наводнения, за что был удостоен звания почетного гражданина Астрахани.
Храм, с... колокольней — Успенский собор (нач. ХVIII в.) на территории Астраханского кремля и главные Пречистенские ворота с надстроенной колокольней (кон. XIX — нач. XX вв.).
Лох — дикая маслина.
Гусяна (обл.) — крытая баржа под парусом.
И в нем имеют общих жен — восточные купцы (индийцы, персы), проживавшие многие годы в Астрахани в ХVI — XVIII вв., вступали во временные браки с местными женщинами.
Воспроизводится по изданию: Велимир Хлебников. Творения. М.: Советский писатель, 1986.