Глава первая | 26 |
Глава вторая | 27 |
Глава третья | 29 |
Глава четвертая | 33 |
Глава пятая | 35 |
Глава шестая | 36 |
Глава седьмая | 37 |
Глава восьмая | 39 |
Глава девятая | 39 |
Глава десятая | 40 |
Глава одиннадцатая | 42 |
Глава двенадцатая | 43 |
Глава тринадцатая | 44 |
Глава четырнадцатая | 46 |
Глава пятнадцатая | 48 |
Глава шестнадцатая | 52 |
Глава семнадцатая | 55 |
Глава восемнадцатая | 56 |
Глава девятнадцатая | 57 |
Глава двадцатая | 58 |
...Вся сказка как будто предназначена на поддержку теории г. Аксакова о сверхъестественных способностях нашего народа, не нуждающегося в западной цивилизации, — и вместе с тем заключает в себе весьма злую и меткую сатиру на эту же самую теорию.
— «Вестник Европы» (1882)
...повесть о блохе. Содержание ее такое: англичане подарили Александру I стальную заводную блоху. Блоха эта могла танцевать. Николай I решил превзойти англичан и отдал блоху в Тулу к мастеру Левше. Тот ее подковал. Это был подвиг и в то же время техническая бессмыслица: блоха больше не танцевала. Это и представляет основное сюжетное построение вещи.
Написана же вся вещь в страшно хвастливом стиле: русские хвалятся своей изобретательностью и кроют англичан, как хотят.
Техническая же бессмысленность дана вторым планом, замаскирована хвастливым тоном.
Рассказчик как-будто не понимает значения того, что он рассказывает; читатель сам догадывается о значении слов.
— В. Шкловский. Техника писательского ремесла (1927)
Сказ о том, как русские мастера превзошли английских, а народный умелец узнал, но не сумел передать царю важный военный секрет. Самое известное произведение Лескова — торжество его языковой игры и часть национального мифа.
— Майя Кучерская. Николай Лесков. Левша // Полка