* «Стамбул гяуры нынче славят...» (стр. 316). Стихотворение, помеченное в автографе датой «17 oкт. 1830», было введено позднее в несколько ином тексте в главу V «Путешествия в Арзрум» (см. т. 5). В тексте «Путешествия» стихотворению предшествуют слова: «Вот начало сатирической поэмы, сочиненной янычаром Амином-Оглу». Эта ссылка — мнимая, стихи Пушкина оригинальны.
Гяуры — презрительное название людей другой веры у магометан.
Янычары — отборные привилегированные пехотные войска в султанской Турции, некогда составлявшие ее военный оплот, первоначально комплектовались из христиан, обращенных в детском возрасте в мусульманство. Часто бывали орудием при совершении дворцовых переворотов. Воспользовавшись очередным восстанием янычаров (1826), султан Махмуд II (1785—1839) уничтожил их войско и жестоко расправился с ними и их семьями. Реформы Махмуда II не встречали сочувствия в среде правоверных магометан в консервативном Арзруме.
* «Стамбул гяуры нынче славят...» (стр. 316). Стихотворение, помеченное в автографе датой «17 oкт. 1830», было введено позднее в несколько ином тексте в главу V «Путешествия в Арзрум» (см. т. 5). В тексте «Путешествия» стихотворению предшествуют слова: «Вот начало сатирической поэмы, сочиненной янычаром Амином-Оглу». Эта ссылка — мнимая, стихи Пушкина оригинальны.
Гяуры — презрительное название людей другой веры у магометан.
Янычары — отборные привилегированные пехотные войска в султанской Турции, некогда составлявшие ее военный оплот, первоначально комплектовались из христиан, обращенных в детском возрасте в мусульманство. Часто бывали орудием при совершении дворцовых переворотов. Воспользовавшись очередным восстанием янычаров (1826), султан Махмуд II (1785—1839) уничтожил их войско и жестоко расправился с ними и их семьями. Реформы Махмуда II не встречали сочувствия в среде правоверных магометан в консервативном Арзруме.
В рукописи перед стихом «Алла велик! К нам из Стамбула» зачеркнуто:
А покорен Корану ум,
И потому пророк великой
Хранит как око свой Арзрум.
В черновике были еще наброски о преследовании янычар, не вошедшие в текст:
Как между братиев любимых,
Что рек Аллах — спасай гонимых,
Приход их — дому божий дар.
*
Везли в Стамбул мешки ушей
Стихи Окровавленные зубцы везде торчали... и следующие три перенесены из незаконченного стихотворения 1827 г. «Какая ночь! Мороз трескучий...».