Заметки по поводу «Проекта вечного мира» Сен-Пьера в изложении Ж.-Ж. Руссо (стр. 254). Дата заметок определяется письмом Е. Н. Орловой, жены генерала М. Ф. Орлова, одного из вождей «Союза Благоденствия», от 23 ноября 1821 г., из Кишинева: «Мы очень часто видим Пушкина, который приходит спорить с мужем о
518
всевозможных предметах. Его теперешний конек — вечный мир аббата Сен-Пьера» («Былое», 1906, № 10, стр. 308). Заголовок в автографе отсутствует.
Аббат Сен-Пьер (1658—1743) — французский просветитель, автор политических проектов, в том числе и «Проекта вечного мира» (1716), основанного на принципах договоренности великих держав. Пушкин пользовался критическим изложением проекта, сделанным Ж.-Ж. Руссо (1760). Руссо, принимая идею «вечного мира», считал ее реально осуществимой лишь в условиях революции, без которой нельзя было бы разрешить «противоречия частных интересов» соперничающих государств. Пушкин, опираясь на суждения Руссо, усматривал в революционной ситуации 1821 г. возможность близкого осуществления принципов «вечного мира».
Стр. 254. ...un croyant de protestantisme... — В автографе Пушкина эти слова даны в сокращенной записи, расшифровка которой является очень условной. См. об этом в статье М. П. Алексеева «Пушкин и проблема «вечного мира» («Русская литература», 1958, № 3, стр. 17—20).
«Ce qui est utile... à l’humanité» — Эта цитата, отсутствующая в автографе Пушкина, условно включена в заметку как наиболее вероятная.
...mais qu’on nous rend un Henri IV et un Sully... un projet raisonnable... — Руссо имел в виду так называемый «великий план» короля Генриха IV и его министра герцога Сюлли, предлагавших создать союз христианских монархов Западной Европы, направленный против Турции, агрессия которой являлась в то время постоянной угрозой миру.
Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 6. Критика и публицистика.
Заметки по поводу «Проекта вечного мира» Сен-Пьера в изложении Ж.-Ж. Руссо (стр. 254). Дата заметок определяется письмом Е. Н. Орловой, жены генерала М. Ф. Орлова, одного из вождей «Союза Благоденствия», от 23 ноября 1821 г., из Кишинева: «Мы очень часто видим Пушкина, который приходит спорить с мужем о
всевозможных предметах. Его теперешний конек — вечный мир аббата Сен-Пьера» («Былое», 1906, № 10, стр. 308). Заголовок в автографе отсутствует.
Аббат Сен-Пьер (1658—1743) — французский просветитель, автор политических проектов, в том числе и «Проекта вечного мира» (1716), основанного на принципах договоренности великих держав. Пушкин пользовался критическим изложением проекта, сделанным Ж.-Ж. Руссо (1760). Руссо, принимая идею «вечного мира», считал ее реально осуществимой лишь в условиях революции, без которой нельзя было бы разрешить «противоречия частных интересов» соперничающих государств. Пушкин, опираясь на суждения Руссо, усматривал в революционной ситуации 1821 г. возможность близкого осуществления принципов «вечного мира».
Стр. 254. ...un croyant de protestantisme... — В автографе Пушкина эти слова даны в сокращенной записи, расшифровка которой является очень условной. См. об этом в статье М. П. Алексеева «Пушкин и проблема «вечного мира» («Русская литература», 1958, № 3, стр. 17—20).
«Ce qui est utile... à l’humanité» — Эта цитата, отсутствующая в автографе Пушкина, условно включена в заметку как наиболее вероятная.
...mais qu’on nous rend un Henri IV et un Sully... un projet raisonnable... — Руссо имел в виду так называемый «великий план» короля Генриха IV и его министра герцога Сюлли, предлагавших создать союз христианских монархов Западной Европы, направленный против Турции, агрессия которой являлась в то время постоянной угрозой миру.