Ломоносов Михаил Васильевич [8(19).11.1711, близ села Холмогоры Архангельской губернии, — 4(15).4.1765, Петербург], русский писатель и ученый, создатель русского силлаботонического стихосложения, основоположник отечественной поэтической культуры, первый русский естествоиспытатель. Сын государственного (не крепостного) крестьянина.
После неудачной попытки поступить в Холмогорское училище, куда ему как сыну крестьянина доступ был запрещен законом, Ломоносов отправился в декабре 1730 г. в Москву и, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где в 1735 г. дошел до предпоследнего класса — «философии». Здесь Ломоносов быстро и основательно овладел латинским и древнегреческим языками. В 1735 г. в числе наиболее отличившихся учеников был послан в Петербург для зачисления в Академический университет, а в 1736 г. командирован в Германию для обучения химии и металлургии, где приобрел обширные познания в области физики, химии и горного дела, хорошо изучил немецкий, французский, итальянский и английский языки, благодаря чему получил доступ к важнейшим литературам нового времени.
За границей Ломоносов пробыл до 1741 г. и вскоре по возвращении (в январе 1742 г.) был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Деятельность Ломоносова в Академии наук была весьма разносторонней. В 1746 г. он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 г. для Ломоносова была построена первая в России химическая лаборатория. Научную деятельность Ломоносова можно разделить на три периода: до создания лаборатории он в основном занимался химическими и физическими исследованиями, с 1748 г. проводил преимущественно химические работы, а с 1753 г. до конца жизни — в самых различных областях естественных и прикладных наук (физика, астрономия, химия, минералогия, геология, география, приборостроение, мозаичное дело и др.).
Проявляя заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом: в 1755 г. по его проекту был организован Московский университет, носящий ныне имя Ломоносова.
Помимо занятий точными науками, Ломоносов уделял значительное время литературному творчеству. По пометкам на книге В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735), взятой им с собой за границу, видно, что его уже тогда интересовали вопросы русской версификации. Опираясь на опыт античных и новоевропейских литератур, а также на книгу Тредиаковского, Ломоносов создал стройную теорию русского силлабо-тонического стихосложения, изложенную им в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) и в основных чертах существующую поныне. Первым эстетически бесспорным образцом русской силлаботоники стала ломоносовская «Ода ... на взятие Хотина 1739 года». Ломоносов разработал надолго удержавшиеся в русской поэзии четырехстопный и шестистопный ямбический стих, классическую десятистрочную одическую строфу. Он явился создателем русской оды: торжественной («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др.), духовной (от «Преложения псалма 143», 1743, в соперничестве с В. К. Тредиаковским и А. П. Сумароковым, до «Ода, выбранная из Иова», не позже 1751 г., и др.) и натурфилософской («Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» 1743 г.), а также русской разновидности анакреонтической оды («Разговор с Анакреоном», 1756—1761). Ему же принадлежат незавершенная эпическая поэма «Петр Великий» и две стихотворные трагедии («Тамира и Селим» и «Демофонт»).
Ломоносов создал важнейшие филологические труды. Его «Российская грамматика» (1755, опубликована в 1757 г.), разграничив формы славянские и разговорно-русские, определила особенности русского литературного языка. Ломоносовская «Риторика» («Краткое руководство к красноречию», 1748) — первая риторика на русском языке, курс общей теории литературы, опирающийся на русские литературные образцы. Трактат Ломоносова «Предисловие о пользе книг церьковных в российском языке» (1757) — первый опыт русской стилистики — является применением учения античных филологов о трех стилях («высоком», «посредственном», «низком») к русскому литературному языку. В этом трактате разрешены три проблемы: сочетание церковно-славянских и русских элементов в составе русского литературного языка; разграничение литературных стилей; классификация литературных жанров.
В течение многих лет Ломоносов разрабатывал технологию, получения цветного стекла на фабрике, построенной им в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стёкла использовались для создания мозаик, в развитие искусства которых Ломоносов внес существенный вклад. Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
В русской критике и общественном сознании Ломоносов долго оставался «Петром Великим русской литературы», как назвал его К. Н. Батюшков, а вслед за ним В. Г. Белинский, подразумевавшие под этим, что именно Ломоносов осуществил коренные реформы русского языка и русского стиха.
В настоящем разделе РВБ публикуются стихотворения Ломоносова по тексту 2-го издания Большой серии «Библиотеки поэта», подготовленного М. П. Лепехиным и А. А. Морозовым (Л.: Сов. писатель, 1986).