Жуковский Василий Андреевич [29.1(9.2).1783, с. Мишенское Тульской губернии, — 12(24).4.1852, Баден-Баден (Германия)], русский поэт. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи; получил отчество и фамилию от крестного отца — помещика А. Г. Жуковского. Взгляды и литературные пристрастия молодого Жуковского формировались в Московском благородном пансионе (1797—1801) и «Дружеском литературном обществе» (1801), в которое входили также Александр и Андрей Тургеневы, А. Ф. Мерзляков и другие представители образованной дворянской молодежи.
В 1802 г. в карамзинском «Вестнике Европы» появилось первое значительное стихотворение Жуковского — элегия «Сельское кладбище» (вольный перевод знаменитой элегии Томаса Грея). В этом стихотворении уже обозначилась характерная особенность его поэтич. дарования — склонность к оригинальной разработке заимствованных сюжетов и образов. Вскоре он создает первые баллады, переводные и оригинальные: «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) и др.
В 1812 г. Жуковский участвовал в Отечественной войне как ратник ополчения и написал патриотический гимн «Певец во стане русских воинов». Откликом на военные события явилось стихотворное послание «Императору Александру» (1814), одобренное при дворе. В 1815 г. он был приглашен на должность чтеца царицы. С 1826 г. положение Жуковского при дворе укрепилось: он стал воспитателем наследника, будущего царя Александра II и занимал это место в течение 15 лет. В 1815—1818 гг. Жуковский был одним из организаторов неофициального литературного общества «Арзамас», объединившего писателей-карамзинистов. Со второй половины 1820-х годов не принимал активного участия в литературной жизни. С 1841 г., получив почетную отставку и женившись, жил преимущественно за границей.
Имя В. А. Жуковского стало символом русского романтизма. Жуковский способствовал развитию широчайшего спектра поэтических жанров — медитативной элегии, элегического послания, литературной песни и баллады (1800-е — 1820-е), патриотической лирики (1810-е), романтической поэмы и трагедии (1820-е), стихотворной сказки (1830-е) и эпоса (1830-е — 1840-е). Последний период его творчества завершился созданием полного гексаметрического перевода Гомеровой «Одиссеи» (1842—1849). Значительная часть произведений Жуковского — вольные переводы с немецкого, английского и французского; именно Жуковский открыл русской аудитории мир германского преромантизма и романтизма. Однако его роль никогда не сводилась к пассивному посредничеству: его подражания западным авторам носят неизгладимую печать оригинальности поэта-творца. «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое», — писал он.
Жуковский произвел радикальную реформу русского поэтического языка. В его творчестве и в творчестве его ближайших друзей и последователей — младокарамзинистов (Батюшкова, Пушкина, Баратынского) принципиально изменилась функция эпитета: отношения между определяемым и определением стали строиться с опорой на эмотивный, а не когнитивный аспект значения, выражая скорее «субъективные» состояния поэта, чем «объективные» связи внешнего мира. Соответственно, повысилось значение асемиотических аспектов стихотворной речи (немиметической аллитерации и т. д.). По характеристике Н. А. Полевого, Жуковский «столько же дорожит звуком, сколько и словом». Действительно, его переводы нередко ориентированы на воспроизведение фоники и мелодики оригинала, а не его сигнификативных значений. Жуковский стал инициатором напевного (в противопоставлении декламативному и говорному) типа русской лирики (Б. М. Эйхенбаум).
Жуковский — редактор и журналист также оказал неоценимые услуги русской культуре. Как эссеист он внес весомый вклад в теорию литературы, теорию перевода и моральную философию своего времени.
В настоящем разделе РВБ представлено Собрание сочинений Жуковского в 4 томах. Текст публикуется с сохранением структуры и пагинации оригинального печатного издания, вышедшего под редакцией В. П. Петушкова и И. М. Семенко (М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959—1960). Электронная публикация снабжена указателями словоформ и стиховых форм.