Давай изучать историю.
Рассматривать лица молодых генералов
и простых солдат и думать: какие птицы
парили над полями сражений,
путались в складках знамен.
Давай вглядываться в туманные гравюры,
в очертания галеонов,
водить пальцами по остаткам золота на обрезах
и тихо ненавидеть Томаса Торквемаду.
Или взглянем на рисунки поблекшие
старинного бестиария, на ветхих страницах
которого благословенна любая тварь,
или займемся химией, следуя неотступно
указаниям Трисмегиста.
Будем писать фантастические рассказы
о встречах с инопланетными цивилизациями
и думать, что мы потомки
пульсирующих пространств.
На худой конец давай петь, курить,
искать клад,
на худой конец давай ляжем в постель,
и только не думать о завтра!
Ведь и так все известно.
Лучше прилежно изучать историю стран,
народов и лиц,
за тонкой перегородкой которых
ревет ураган нашей памяти.
Госпожа серебряных муравьев
притаившихся за ушами,
госпожа юных лет с глазами тумана,
вспененного в низине ночью,
где зелень ищет защиты в черном,
и золото, проливаясь в колос, никнет
к листве, опустошенной морозом,
к листве, кружащей на перекрестке
двух времен года
где редкой лазури ожоги больней
ржавчины ветра,
о Боже, не гони травой мое тело,
не пали ты его гневным дыханием,
это мука, оставаясь на месте, стлаться
и рваться подобно камню под ветром,
и пусть послание в руку рекой отвесной
текущее, в дрожащую кисть муравьиным
ручьем входящее
пусть минует мой череп плешивый,
не тронув слабую мякоть памяти.
Ну так солги! Пообещай, что вернутся,
обвив повиликой запястья, ясным цветком
земляники украсивши грудь...
Не пристало нам лгать.
Живя по-иному, не приближаясь, не отдаляясь
от небесного рая,
самую малость оставляешь себе,
право на то, чтобы иней закрывал тебе очи.
А раньше? Я теряюсь в догадках где вы теперь?
А та? Без которой я не знал, на что даны были
кости, обросшие венами, кожа, корни боли,
спящие в ней,
в каких она странах? Что она думает, глядя
на крыши в год дождей монотонных,
ужас какой, приподнимая кофейное веко, гонит ее
вдоль бессонных домов?
И кто ее охраняет, раздвигая ладонями бедра,
и чей ястреб дыхания ее бережет?
А раньше... Нет, скажи о нежная бедность,
о слезы мучительных обручений!
Когда бы решал я тебе не родиться,
молвит отец, тая трудно в нечеловеческой
зимней постели...
А раньше! Прикипали к сомнительной легкости,
акробатам присущей,
дерзко парящим над мшистыми плитами,
потому что думали вот они птицы
неприученной, прекрасной породы,
бессилен над ними занесенный коготь земли,
и всю ночь напролет висят они смуглыми лампами,
надеждам сродни,
озаряющим поле накануне сражения.
Молчи, я прошу!
Кто как не дети им верил?
Прижавшись к друг другу в испуге,
лишь дети потом по утрам
куст промокшей сирени принимали
за огромного Бога,
Пели пронзительно, перелетая жалобно
бездны,
точно пух тополиный
над июльской Невой.
Я понимаю, что снова беседа, уничтожая себя,
приведет нас к порогу искусства, тайновиденья власти,
и мы хлынем тягучей рекой, разбиваясь о камни,
прежде чем успею подумать, что обрученье свободе
выглядит так: по старой дороге идешь,
полдень гранитный тихо в рогатые трубы трубит,
под ногами привольно и страшно разрастается время,
и постепенно обучает тебя дышать, когда нечем,
словно бритву весны, эхо приближая к губам.
Назад | Вперед |
Содержание | Комментарии |
Алфавитный указатель авторов | Хронологический указатель авторов |