Часть I. Опрокинутая арена | |
I | 70 |
II | 73 |
III | 74 |
IV | 75 |
V | 79 |
VI | 93 |
VII | 86 |
VIII | 92 |
IX | 96 |
X | 101 |
XI | 107 |
XII | 114 |
XIII | 119 |
XIV | 120 |
XV | 122 |
XVI | 128 |
Часть II. Улетающий звон | |
I | 137 |
II | 140 |
III | 145 |
IV | 147 |
V | 149 |
VI | 152 |
VII | 154 |
VIII | 169 |
XIX | 174 |
X | 178 |
XI | 180 |
Часть III. Вечер и даль | |
I | 185 |
II | 188 |
III | 192 |
IV | 195 |
V | 203 |
VI | 206 |
VII | 215 |
Полный текст |
«Блистающий мир» (1921—1923) — первый роман Александра Грина, в котором Летающий Человек Друд олицетворяет победу духа над материей.
«Человек Двойной Звезды» Друд дает единственное представление в цирке, демонстрируя способность летать. Министр Дауговет приказывает убить Друда, тому удается спастись, но вскоре он оказывается в тюрьме. Племянница министра Руна Бегуэм, влюбленная в Друда, помогает ему бежать. Узнав, что Руна хочет с помощью его дара завоевать мир, Друд от нее улетает.
Юная Тави знакомится в поезде в Круксом, затем встречает его в Клубе Воздухоплавателей и единственная поддерживает его доклад. Крукс, который оказывается Друдом, спасает Тави от ареста.
Руна заказывает убийство Друда. Друда убивают.
Тогда, внезапно, за некоей неуловимой чертой, через которую, перескакнув и струсив, заметалось подкошенное внимание, — зрелище вышло из пределов фокуса, став чудом, то есть тем, чего втайне ожидаем мы всю жизнь, но когда оно наконец блеснет, готовы закричать или спрятаться.
Его постараются уничтожить, или, если в том не успеют, окружат его жизненный путь вечной опасностью. Его цели непостижимы. Помимо того, самое его существование — абсурд, явление нетерпимое.
Есть сфера — или должна быть — подобно тому, как должна была быть Америка, когда стало это ясно Колумбу, — в которой все отчетливые представления наши несомненно реальны.
Роман «Блистающий мир», напечатанный в 1923 году в журнале «Красная Нива», удивил тогда не только читателей, но и литераторов необычностью фабулы, поразительной даже для Грина смелостью художественной выдумки. В своих воспоминаниях о писателе Юрий Олеша приводит очень любопытную характеристику этого романа, данную самим автором.
«Когда я выразил Грину свое восхищение по поводу того, — пишет Олеша, — какая поистине превосходная тема для фантастического романа пришла ему в голову (летающий человек!), он почти оскорбился.
— Как это для фантастического романа? Это символический роман, а не фантастический! Это вовсе не человек летает, это парение духа!»
— В. Вихров. Рыцарь мечты (1980)
Центральная идеологема романа — преобразование человеческой природы, мыслимое автором как одновременное преображение и материи (тела), и духа. Главное действующее лицо «Блистающего мира» — Друд, человек летающий. Образ этот навеян конкретными идеями из трудов основоположников русского космизма. В первую очередь, это требование непременного преобразования физической природы человека, выдвигавшееся в разное время Н. Федоровым, В. Соловьевым, В. Вернадским и другими космистами. В учении космизма о человеке он рассматривается как существо несовершенное, «промежуточное» и в физическом, и в духовном плане. Отсюда и учение В. Вернадского о замене «гетеротрофного» человека «автотрофным», и метафизические размышления В. Соловьева об объединении человеческой и божественной энергий, и утверждение Н. Федорова о долге каждого выработать в себе иную сущность, причем одна из сторон человека с этой новой сущностью — органическая возможность летать. <...>
Так же как и евангельское Царствие Божие, гриновский блистающий мир утверждается как реальность подлинная, вездесущая, и так же источник приятия ее — в душе человека. Путь вхождения в эту реальность при всей ее очевидности и притягательности определяется только одним: выходом за пределы природного круга существования, преображением своей нравственной и физической природы.
— В. М. Барановская. Философия космизма в романе Александра Грина «Блистающий мир» (2002)
«Друд – „Двойная Звезда“ – в восприятии различных персонажей представляется то силой дьявольской, то силой божественной. „Двойственность“ чудесной природы особенно ярко подчеркивается на уровне именования героя. На визитной карточке Друда – две буквы: „Э. Д.“, которые можно расшифровать по-латыни и как „Ecce Dominus“,и как „Ecce Diabolus“; другое имя героя – Симеон Айшер, первая часть которого напоминает о лжепророке Симоне волхве; третье имя – Вениамин Крукс: лат. crux– „крест“, имя Вениамин также вписывается в круг библейских ассоциаций.
Возникающая в образе героя внутренняя оппозиция, возможность усмотреть в нем одновременно и дьявольское, и божественное начала обусловливает и сюжетно-фабульный план повествования; перед нами две основных линии: Друд в восприятии Руны и Друд в восприятии Тави, Друд „ложный“ и Друд „истинный“.
— Ю. Царькова. Испытание чуда: Роман А. Грина «Блистающий мир» (2003)
Сочетание «римской» темы и образа летающего человека заставляет изначально поставить вопрос о весьма заметном в «БМ» влиянии одного из популярнейших произведений начала XX в., в котором мотив полета — не только символического, духовного, но и вполне «реального», физического — является основополагающим: речь идет о романе Дм. Мережковского 1902 г. «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», второй части трилогии «Христос и Антихрист».
— Е. А. Яблоков. Роман Александра Грина «Блистающий мир» (2005)
В текстах А.С. Грина посредством метафор отсутствие любви, бездушие концептуализируются как болезнь/смерть сердца, предчувствия, прозрения – как «подсказки» сердца, обыденная жизнь – как сон души, музыка – как подлинная жизнь, блистающий мир – как мир мечты, отождествляемый с понятием «рай».
— А. О. Ключерова. Структура и функция метафор в произведениях А.С. Грина (2017)